$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Всеобщая поддержка

29.09.2009

На прошедшем 25-26 сентября в Питтсбурге (США) третьем саммите G20 главы государств, на которые в совокупности приходится 85% мирового ВВП, в очередной раз попытались определить стратегии выхода из мирового финансового кризиса. Участники встречи выясняли, стоит ли считать некоторое оживление мировой экономики началом выхода из кризиса; пора ли сворачивать антикризисные программы, как избежать подобных кризисов в будущем и как реформировать мировую финансовую систему.

Основным результатом двух предыдущих встреч стало решение в течение ближайших полутора лет выделить 5 трлн. USD на решение проблем экономики. Значительная часть этих средств была передана МВФ. Теперь страны «двадцатки» договорились о реформе квот в уставном капитале Международного валютного фонда. Голоса 186 стран — членов МВФ в руководящих органах фонда распределяются исходя из размера их квот в уставном капитале МВФ. Квоты рассчитываются на основании сложной формулы, учитывающей размер экономики страны, ее торговый баланс и валютные резервы. В настоящее время в руководящих органах МВФ доминируют США и европейские страны. Теперь квота развивающихся стран вырастет на 5%, что, впрочем не дает им большинства.

В итоговом коммюнике декларируется, что страны G20 не будут приостанавливать программы экономического стимулирования до тех пор, пока не будет обеспечена долговременная стабильность экономики. При этом решено завершать такие программы совместно и скоординированно.

Лидеры стран G20 также согласились совместно работать над повышением стандартов на рынках капитала, которые будут соответствовать степени возможного вреда от банкротства финансовых компаний. За счет ужесточения правил G20 рассчитывают предотвратить повторный чрезмерный рост объема кредитования и кредитного плеча, а также избежать дисбаланса на финансовых рынках, который привел к финансовому кризису. Ожидается, что к концу 2010 г. будут разработаны международные правила, которые улучшат качество и объем банковского капитала, а к 2012 г. эти правила будут поэтапно применены. Контрциклические меры, рост требований к высокорисковым продуктам и забалансовым активам, как и требования к капиталу по стандартам «Базеля-2» и требования по ликвидности призваны снизить для банков привлекательность чрезмерных рисков и повысить устойчивость финансовой системы. Вводится новый показатель — соотношение уровня заемного капитала к собственному (leverage ratio) в качестве дополнительного инструмента в рамках соглашения «Базель-2» по оценке рисков. Все главные финансовые центры «двадцатки» намерены принять стандарты «Базель-2» к 2011 г.

Саммит констатировал рост роли Совета по финансовой стабильности в регулировании мировой экономики. Основной задачей совета, согласно документам саммита, является «координация на международном уровне работы национальных финансовых властей и устанавливающих стандарты международных организаций по созданию эффективной надзорной и регуляторной политики в мировом финансовом секторе». Также у СФС появится право проводить стресс-тесты «по мере необходимости».

Отдельной темой саммита в Питтсбурге стало изменение системы бонусов руководителям компаний. Эти выплаты предлагается привязать к результатам деятельности менеджеров, отказавшись от многолетних гарантированных премий. Новые требования появятся к выплатам вознаграждений в форме акций и других инструментов, которые бы создавали стимулы для поощрения развития компании в долгосрочной перспективе.

G20 также обсудил борьбу с «налоговыми гаванями», оценив последние достижения в этой сфере. Страны G20 готовы применять меры воздействия к налоговым убежищам уже с марта 2010 г. и поручили FATF опубликовать список высокорисковых юрисдикций к февралю 2010 г. Однако президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на пресс-конференции по итогам саммита, заявил, что не видит ничего плохого в налоговых гаванях: пока в одних странах налоги ниже, чем в других, нельзя запретить предпринимателям регистрировать структуры в этих государствах. Главное, чтобы те открывали информацию.

Страны G20 выразили намерение бороться с протекционизмом с целью успешного завершения Дохийского раунда переговоров ВТО в 2010 г. Этот раунд был начат в 2001 г. с целью либерализации международной торговли и укрепления глобального экономического роста. Однако в последующие годы процесс заключения ключевого соглашения в рамках ВТО застопорился во многом из-за того, что страны — участницы переговоров не могли договориться в вопросе субсидирования сельскохозяйственного сектора в США и Европе и либерализации рынков развивающихся стран. Теперь же лидеры «двадцатки» наперебой призывали друг друга и остальное человечество воздерживаться от протекционизма во внешней торговле. Впрочем, в искренности этих призывов заставляют усомниться данные международных организаций. Так, накануне саммита ВТО опубликовала доклад, в котором констатировала 91 случай протекционизма со стороны стран G20, в т.ч. 15 — в США в течение апреля-августа 2009 г., а Всемирный банк — 121 случай. При этом сегодня протекционистскими мерами признают не только таможенные барьеры и прочие меры тарифного и нетарифного регулирования, но и административно-пропагандистские кампании «покупайте отечественное», прямые дотации своих производителей, разнообразные льготы и компенсации при экспорте. Так что каждый шаг, сделанный в Беларуси в этом направлении, включая последние указы, сталкивается с аналогами за рубежом — в странах, на чьи рынки мы пытаемся поставлять свои товары. В протекционистской гонке легко увлечься, но в торговых войнах не бывает победителей…

Леонид ФРИДКИН