$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Всех очередников бюджет не потянет

15.05.2009

При сохранении нынешних темпов роста количества граждан, состоящих на квартирном учете, к 2012 г. чуть ли не все население Беларуси может стать нуждающимся в улучшении жилищных условий — такой вывод можно сделать на основе анализа статданных.

По мнению парламентских аналитиков, государственная политика в этой сфере требует ряда срочных корректировок.

Рыночная стоимость строительства 1 м2 жилья в Минске колеблется в пределах 1000-1500 USD, а для состоящих на квартирном учете он обходится всего в 500-800 USD. Подобное соотношение характерно для всех регионов страны. Такая диспропорция объективно стимулирует каждого жителя республики любыми способами попасть в категорию «нуждающихся». При этом следует отметить, что государство зачастую оказывает помощь физически здоровым людям в активном возрасте, в то время как граждане, которым действительно необходима социальная защита (инвалиды, дети-сироты, лица, страдающие определенными болезнями, и др.), подолгу стоят в очереди и не всегда могут получить жилье.

Динамика роста очереди стала особенно заметной в последнее время. В 2000 г. на жилищном учете состояло 569 тыс. граждан, или около 17% населения, причем этот процент постепенно сокращался вплоть до конца 2003 г. Однако в 2004 г. очередь пополнили около 3 тыс. человек, в 2005 г. — 39,8 тыс., в 2006 г. — 58,3 тыс., в 2007 г. — 94,4 тыс. Продолжив «кривую роста» до 2012 г., можно спрогнозировать, что к этому моменту «нуждаться» будут уже порядка 3,5 млн. А если принять в расчет, что большинство из них становятся на учет вместе с семьями (средний размер семьи, по данным переписи 1999 г., составляет 2,6 человека), — чуть ли не вся Беларусь.

Изменение пропорций жилищного фонда в сторону сокращения государственного сектора, недостаток бюджетных средств для оказания помощи очередникам и ряд других обстоятельств требуют адекватного правового реагирования. В современных условиях важно создать механизм поощрения тех граждан, которые стремятся решить свои жилищные проблемы за счет собственных и кредитных ресурсов. Кроме того, сократить объем госфинансирования позволит привлечение в данную сферу частного капитала. Необходим также поиск других эффективных внебюджетных источников.

В  СФЕРЕ долгосрочного ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений ключевую роль играют банковские и другие финансовые структуры, обеспечивающие необходимый прилив капиталов. Государство выполняет регулирующую роль, а также при необходимости прямым или косвенным образом стимулирует привлечение дополнительных частных инвестиций, оказывает содействие различным категориям граждан в приобретении жилья.

В послевоенной Германии около двух третей немцев приобрели себе жилье, участвуя в системе жилищных строительных сбережений. По итогам календарного года на накопленную в жилищной строительной кассе сумму государство добавляло 20% беспроцентной безвозвратной субсидии (жилищной премии), а сама касса — банковский процент по вкладу. Примерно через 3-5 лет накапливались средства, равные 20-30% стоимости жилого помещения. После этого выдавался кредит на всю оставшуюся часть необходимой суммы под 2-5% годовых.

Конечно, реформируя жилищную сферу, государство не должно забывать и о тех категориях населения, которые по уровню дохода не в состоянии приобрести жилье в собственность даже с помощью господдержки. Для них следует возводить дома за бюджетные средства и сдавать помещения от имени государства в социальный найм (применяя при этом льготные тарифы на жилищно-коммунальные услуги).

Пока республике удается сдерживать рост стоимости строительства жилья, возводимого с господдержкой, в рамках Закона «О ценообразовании», Указа Президента от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и ряда других документов. Однако к 2012 г. применение мер государственного протекционизма в их нынешней форме станет абсолютно непосильной ношей для бюджета.

В этой связи необходимо исключить ценовую диспропорцию при строительстве жилья, установив одну цену — рыночную. Таким образом все граждане (кроме людей, которым обоснованно требуется социальная защита) окажутся в равных условиях и исчезнут предпосылки для возникновения «искусственной нуждаемости». Главным средством улучшения жилищных условий станет собственная экономическая активность человека.

КОРРЕКТИРОВКА ценовой политики потребует внесения существенных изменений в действующий Жилищный кодекс. В частности, для развития ипотеки необходимо предоставить банкам право выселять из заложенных жилых помещений должников по ипотечным кредитам. Следует предусмотреть положения, в соответствии с которыми должник по ипотечным обязательствам должен нести полное бремя ответственности своим заложенным имуществом, а залогодержатель имел бы право обратить взыскание на заложенное жилое помещение и по решению суда или во внесудебном порядке продать это помещение через публичные торги, погасив с вырученной суммы задолженность залогодателя.

Не менее важное значение имеет подготовка и принятие проекта Закона «О жилищных строительных сбережениях». Этот документ должен закрепить обязательства государства по оказанию поддержки гражданам, участвующим в системе стройсбережений, в форме начисления жилищных премий на накопленные суммы, предусмотреть ряд других мер по привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство.

Реализация этих и целого комплекса других законодательных мер обеспечит поступательное движение общества в сторону либерализации социально-правовых отношений в жилищной и строительной сферах.

Владимир ДМИТРУК, заведующий отделом Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации