$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВСЕХ НА ЭКСПЕРТИЗУ©

04.09.2015

 

27 августа вступило в силу постановление Совмина от 6.08.2015 № 666, которое устанавливает административную процедуру по санитарно-гигиенической экспертизе ряда позиций импортируемой продукции. К ним отнесены бытовая техника, товары бытовой химии, ряд автомобильных товаров и многое другое. Главное новшество: проводить экспертизу для ввозимой импортной продукции (в т.ч. и из России) необходимо для каждой парии товара.

Напомним, проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы было предусмотрено Законом от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а перечень подлежащей ей продукции из 19 позиций утвержден полгода спустя постановлением Совмина от 11.07.2012 № 635. Таким образом, постановление № 666 лишь определяет порядок совершения административных процедур, связанных с проведением такой экспертизы. Но если необходимость санитарно-гигиенической экспертизы не вызывала у бизнеса особой тревоги, то правила ее проведения кажутся излишне обременительными.

Постановлением № 666 вносятся дополнения в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совмина от 17.02.2012 №156. Как говорится в официальном сообщении, экспертиза вводится в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения поступления на территорию Беларуси небезопасной импортной продукции.

Постановление, в частности, содержит перечень документов, представляемых для государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства. Как пояснили в Республиканском центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, для этих целей принимаются протоколы лабораторных исследований (испытаний), выполненные лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Беларуси, в т.ч. проведенных до момента вступления в силу постановления № 666 (при условии соответствия объема исследований и показателей безопасности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения). При этом срок действия протокола, представляемого для целей санитарно-гигиенической экспертизы, не должен превышать одного года с момента его оформления.

Протоколы исследований (испытаний) в течение одного года с момента их оформления могут быть использованы при выдаче санитарно-гигиенических заключений на последующие партии ввозимой данным субъектом хозяйствования продукции в учреждении, выдавшем первичное заключение. При этом необходимым условием является отсутствие изменений состава продукции, влияющего на ее гигиеническую безопасность, а также изменений гигиенических требований к продукции в технических нормативных правовых актах. На каждую последующую партию ввозимой данным субъектом пищевой продукции, детских игрушек, косметической продукции дополнительно предоставляются протоколы исследований (испытаний) по сокращенной номенклатуре показателей (параметров) гигиенической безопасности с учетом вида и состава продукции, области применения, назначения.

С момента получения информации от контролирующих органов либо установления в ходе государственного санитарного надзора факта несоответствия продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для целей государственной санитарно-гигиенической экспертизы представляются протоколы испытаний каждой ввозимой партии данной продукции в полном объеме.

В рамках административной процедуры также определен перечень уполномоченных органов, установлены сроки действия санитарно-гигиенического заключения и размер взимаемой платы. Данная административная процедура будет оказываться 36 учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор. По вопросам порядка и условий проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции можно обращаться в Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Призрак товарного дефицита

Сергей Михневич,

председатель

Белорусской

автомобильной

ассоциации:

В последнее время стало неприятной традицией, что многие постановления публикуются вечером, а уже на следующий день вступают в силу. Это произошло и с постановлением № 666: оно датировано 6 августа, но бизнес узнает о нем только 27 августа, т.е. ровно за сутки до официального вступления его в силу.

Между тем постановление № 666 касается всей ввезенной с 28 августа в Беларусь бытовой техники, автомобильных компонентов (лакокрасочная продукция, масла, тормозные жидкости и проч.), а также химической и нефтехимической продукции производственного назначения, товаров бытовой химии, лакокрасочных, полимерных, синтетических материалов, из которых сделаны мебель, одежда, обувь и многое другое.

Иными словами, согласно постановлению № 666, проводить процедуру регистрации необходимо на каждую партию товара, который попадает в республику. До сих пор такая регистрация проводилась один раз при первом ввозе товара в страну и выдавалась на данный товар на длительный срок (к примеру, на 3 года). Это влияет на время попадания товаров на полки и на стоимость товаров — ведь за каждую процедуру необходимо платить.

Замечу, что в настоящий момент лаборатории вряд ли будут в состоянии обработать весь поток запросов на прохождение регистрации — нет ни персонала, который мог бы «переварить» запросы импортеров и продавцов, нет даже методик проведения экспертизы. С этим сотрудники автомобильных компаний столкнулись буквально в пятницу, 28 августа.

Получается, что правительство, активно защищая свой внутренний рынок и создавая дополнительные барьеры для импорта продукции в Беларусь, снова делает все возможное, чтобы снизить инвестиционную привлекательность нашей страны. Конечно, государство активно изыскивает средства для пополнения казны, получая немалые средства от услуг по гигиенической регистрации и штрафов за реализацию товара без этой регистрации. Но после принятия постановления № 666 можно сделать лишь один вывод. Нас может ждать очередное повышение цен, не связанное с ростом курса доллара, а также дефицит определенных групп товаров.

В долгосрочной перспективе ожидается рост неофициального, «серого» ввоза масел, красок, иных продуктов нефтехимии, бытовой техники. Ведь вместо того, чтобы сертифицировать каждую партию товара, что занимает массу времени и средств, гораздо проще ввезти товар неофициально. А еще проще — отправиться в Россию, где данный товар может оказаться дешевле, и не только из-за разницы в курсе.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях