$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«Все запреты Минторга направлены на защиту прав потребителей»

11.04.2008

Белорусские экспортеры уже знакомы с условиями входа в торговые сети Польши, Литвы и России. Дошла очередь и до белорусского рынка. И без конфликтов здесь не обходится. Так, недавно, не согласившись с требованием одного из гипермаркетов оплатить «эксклюзивную» выкладку товара, поставщик обратился в суд.

О проблемах становления белорусского ритейла мы попросили рассказать начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли Людмилу ПЕТРАКОВСКУЮ.

— В данном конфликте суд признал несправедливым требование супермаркета о дополнительных платежах. Кстати, в работе суда приняли участие и представители министерств торговли и экономики. Оба министерства заняли позицию истца. Выкладка товара не может быть платной услугой для поставщика, так как является обязанностью розницы. И магазин, и поставщик равно заинтересованы в продаже товара. Данный прецедент — первый в отрасли. А чтобы порочная практика не получила дальнейшего развития, местные власти уведомили другие торговые предприятия о том, что выкладка не может быть платной услугой (см. «ЭГ» № 24 за 28.03.2008 г., ред.).

Кстати, мы были готовы к таким ситуациям. Ведь наша страна не является лидером во внедрении всевозможных приемов, используемых для увеличения доходов за счет покупателей, — есть возможность учиться на ошибках других. Торговые сети и гипермаркеты Евросоюза, России уже разорили многие мелкие магазинчики и небольших производителей. Чтобы ограничить их «аппетиты», государства создают антимонопольные законы, ограничивающие влияние торговых гигантов, запрещая им, в частности, работать по выходным и вечерам. Знание закономерностей развития соседних рынков позволяет Минторгу прогнозировать развитие отечественной торговли, принимать грамотные решения по охране прав и расширению возможностей покупателей.

- А отечественные предприятия-поставщики кто защитит?

— Мы защищаем и предпринимателей, производящих востребованную покупателем продукцию (и услуги). Работаем над тем, чтобы продукция белорусских производителей была доступной. В результате доля продажи товаров отечественного производства в объеме товарооборота розничной торговой сети в 2007 г. составила 77%, в т.ч. по продовольственным товарам — 85,3%, непродовольственным — 66,2%. Согласитесь, такое количество отечественного товара на белорусских прилавках — хорошее достижение.

Растет и число магазинов. В 2007 г. их стало почти 31 тыс. — на 1866 больше, чем в прошлом году. Программа развития внутренней торговли на текущую пятилетку предусматривает развитие торговой сети по двум направлениям. Одно из них, безусловно, дальнейшее строительство крупных торговых объектов, гипер- и супермаркетов и торговых центров. В целом, обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек составила 322 м2.

Второе направление предусматривает развитие сети магазинов шаговой доступности. Как показывает опыт, при выборе магазина для покупки продуктов первой необходимости покупатель предпочтет магазин в 10 минутах ходьбы от дома. А потому сегодня соседствующие с «гиперами» магазины, которые сперва жаловались на доминирование могучих соседей, уже восстановили свои позиции.

- И как им удалось вернуть покупателя?

— Улучшением качества работы, расширением ассортимента, жестким контролем качества продукции, наличием товаров повседневного спроса, культурой обслуживания, «семейностью», воссоздающей психологическую близость к покупателю. Продавцы таких магазинчиков ценят всех покупателей, подбирая к каждому свой ключик. Одного привлекают любимым молоком или булочками, с другим побеседуют о семейных проблемах. Ели в первые годы независимости в продуктовых магазинах страны часто не было хлеба, сейчас каждый из них имеет хлебный отдел. Так что век магазинчиков у дома будет долог. Главное — научиться удерживать покупателя.

- Каков век киосков, в частности, столичных? Они-то, хоть и выглядят, порой, не вполне нарядно, но к покупателю — ближе некуда…

— Закрытие киосков в столице — позиция Мингорисполкома (которая, по нашему мнению, оправдана). Изучив мировой опыт, минчане целенаправленно убирают с улиц мелкорозничную сеть, за исключением кафе. Да, в 90-е годы, когда шел бурный рост индивидуального предпринимательства, улицы Минска были заполнены палатками. Чтобы поддержать бизнес, государство допускало существование не всегда цивилизованных форм продаж. К примеру, палаточная торговля бурлила буквально на всех улицах столицы. Киосками были «облеплены» «Комаровка», столичный Дом мебели, другие районы Минска.

В последние годы индивидуальные предприниматели при поддержке государства стали переводить свой бизнес в более цивилизованный формат — под крыши торговых центров. Только в Минске их более 20. Многие из предпринимателей арендуют торговые площади в гипер- и супермаркетах. С появлением ТЦ и гипермаркетов стал больше выбор товаров. Новые объекты органично дополнили архитектурные ансамбли городов. Придание белорусской торговле современного облика — это общегосударственное решение, реализуемое властями на местах. Географическое положение обязывает Беларусь выглядеть настоящим европейским государством.

Естественно, в результате перехода индивидуальных предпринимателей в торговые центры удельный вес рынков в объеме розничного товарооборота организованной торговли снизился с 34,2% в 2006 г. до 33,6% 2007 г. (при прогнозе Программы 36%), в т.ч. по продовольственным товарам — с 25,2 до 24,0% и по непродовольственным — с 44,9 до 43,9%.

- Но покупатель часто выбирает рынок, чтобы купить более дешевую продукцию…

— Сегодня трудно сказать, где товар дешевле. Все зависит от того, где предприниматель закупил его: на Черкизовском рынке в Москве или, например, в компании «Проктэр энд Гембл». Тем не менее у покупателя остается выбор: идти на рынок или в магазин. А заодно подумать, где действительно дешевле и где он получит гарантии своих потребительских прав.

Министерство равно заинтересовано в развитии современных торговых форматов, росте товарооборота ТЦ, традиционных магазинчиков, рынков. Регулируя внутреннюю и внешнюю торговлю, Минторг отвечает за прогнозный показатель объема товарооборота в республике. Так что мы априори не можем быть заинтересованы в ограничении торговли индивидуальных предпринимателей. Замечу, подчиненной или ведомственной торговли, за исключением сети Белювелирторга, у нас нет.

Все запреты Минторга направлены на защиту прав потребителей. Например, мы не запрещаем торговлю на рынках всем огульно или индивидуальным предпринимателям. Не разрешаем торговать лишь теми товарами, которые по своим потребительским качествам не могут быть должным образом оценены покупателем, — холодильниками, телевизорами, стоящими чуть ли не на асфальте, вдали от электросети, из-за чего их нельзя проверить на предмет исправности.

- Многие владельцы еще не запрещенных киосков опасаются, что прежде чем закроются они навсегда, с их прилавков уберут пиво и сигареты, дающие им значительную часть оборота. Да и гражданам будет жаль. Если деньги на бутылку пива в киоске найдутся, то посидеть в кафе за кружкой куда дороже…

— Минторг не намерен изымать из киосков табачные изделия. А вот что касается пива, то по предложению министерства еще с 2006 г началось ограничение его продаж. Был введен запрет на реализацию пива с лотков, в детских учебных заведениях, на производственных предприятиях. Теперь Минторг, Минздрав и МВД инициируют запрещение продажи пива в киосках. На наш взгляд, его можно продавать в магазинах и кафе — там, как правило, товар легальный, качественный, недоступный детям. Нужно сказать, что с каждым годом количество кафе растет. За 2007 г. в городах республики в ходе реконструкции и нового строительства открыто 355 ресторанов, кафе, баров, других объектов общественного питания на 12,3 тыс. мест.

Имеют право на жизнь и пивные летние кафе-палатки (при наличии рядом туалета). С ростом их количества кафе станут доступней. Ну, а насчет нехватки денег, я с вами не согласна. Пройдите в летнее время по проспекту Независимости и попробуйте найти свободное место в летних и стационарных кафе!

- Если инициатива Минторга будет поддержана, наши производители пива, доля продаж которых на рынке падает, спасибо не скажут…

— К сожалению, в киосках продается не более 30% отечественного пива, остальные — импорт. Мы считаем, что в торговле должен шире представляться белорусский товар. Это гарантирует зарплату работникам (в т.ч. и этих предприятий) и дает право выбора покупателю.

Дело не только в пропорциях. Вспомните, какая бойкая торговля алкоголем шла на улицах белорусских городов в начале 90-х. Минторг в 1993 г. впервые в СНГ принял непопулярное решение — не продавать в стране алкоголь на улицах. Потом нашему примеру последовали россияне. Кто сейчас сожалеет об этом решении?

Нужно сказать, что сегодня у каждой страны — разное отношение к торговле алкоголем. Но в чем все едины: это регулирование продажи алкоголя, места и время его продажи, возрастной ценз, объемы. В Великобритании, где развиты сети пабов, государство озабочено пивным алкоголизмом населения, а в Украине и теперь на улице продают алкоголь.

Иначе дела обстоят в некоторых других странах. Скажем, в Канаде для проведения банкетов и свадеб нужно идти в мэрию за разрешением на покупку алкоголя. Оно должно быть в наличии в банкетном зале в ходе мероприятия. В Финляндии алкоголем вообще торгует только одно государственное предприятие.

Так что в Беларуси еще не самое жесткое законодательство в этой сфере. Тем не менее у нас имеется четкая регламентация оборота алкоголя. По Закону от 20.07.1998 № 193-3 «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» алкоголем считается продукция крепостью свыше 0,5%. Вместе с тем Закон не затрагивает так жестко реализацию пива, хотя его крепость в среднем 7%.

Заботясь о заполняемости прилавков, мы активно используем различные инструменты контроля за торговыми предприятиями, принадлежащими как юридическим лицами, так и ИП. Большинство из них, мы уверены, глубоко порядочные люди, которые видят в лице министерства требовательного, но справедливого партнера, заботящегося, как и они, об интересах покупателей.

Беседовала
Тамара МАРКИНА

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях