$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Все в малые города!

01.02.2008

Производства, созданные в малых городах после 1 апреля, смогут в течение 5 лет не платить налог на прибыль, использовать свободные цены на свой товар, самостоятельно определять уровень заработной платы сотрудникам, не продавать в обязательном порядке заработанную валюту. Эти и некоторые другие преференции предоставляет им Декрет Президента от 28.01.2008 № 1.

Декрет «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» должен активизировать предпринимательскую деятельность, стимулировать производство и привлечь иностранные инвестиции, рассчитывают его разработчики.

Заметим, что Декрет распространяется только на новые собственные производства (этот факт должен быть подтвержден соответствующим сертификатом). Из сферы его действия исключены даже реорганизованные предприятия.

Помимо вышеупомянутых преференций подпадающие под действие Декрета предприятия не будут платить сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Из документа следует, что покупая сырье и материалы для производства, их ассортимент, цену и продавца они смогут не согласовывать ни с какими органами и комиссиями, для них не обязательны продажи через Белорусскую товарную универсальную биржу. Оборудование, которое инвестор будет ввозить в качестве вклада в уставный фонд, освобождается от таможенных пошлин и НДС. Цена произведенного продукта будет регулироваться государством, только если речь идет о социально значимом товаре (перечень появится к 1 апреля). Свои имущественные интересы такие предприятия смогут страховать, в том числе и у зарубежных страховщиков.

Льготы не распространяются на банки, финансовые и страховые организации; профессиональных участников рынка ценных бумаг; резидентов СЭЗ и Парка высоких технологий; применяющих упрощенную систему налогообложения; производителей сельхозпродукции, уплачивающих единый налог для производителей сельхозпродукции. Не смогут работать в рамках Декрета № 1 представители сферы игорного бизнеса; производители и продавцы алкогольной и табачной продукции. Не светят льготы и тем, кто работает в области СМИ и издательской деятельности, занимается изготовлением ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок, лечением животных с особо опасными заболеваниями. Обязательным также является условие привлечения только местной рабочей силы.

До 1 марта правительство должно утвердить перечень малых городов (численностью населения не более 50 тыс. человек).

Реализация норм Декрета № 1 фактически создает свободную экономическую зону почти на всей территории Беларуси, оценил документ председатель Правления Национального банка Петр Прокопович. Напомним, что именно он в ноябре минувшего года на совещании у Президента озвучил идею о необходимости сделать более либеральными условия хозяйствования в стране, для того чтобы войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (см. «ЭГ» № 90). Для реализации этого намерения правительство и Нацбанк подготовили ряд проектов нормативных актов (см. «ЭГ» № 5 за 2008 г.).

Напомним, что идея стимулирования отечественного производителя витает в экономически активной и правительственной среде уже около двух лет. Изначально был подготовлен проект, предлагавший ввести льготы для производителя потребительских импортозамещающих и экспортоориентированных товаров по списку (см. «ЭГ» № 16 за 2007 г.). Пока проект «варился», произошли некоторые изменения. В частности, мы заключили межправительственное Соглашение с Россией о развитии торгово-экономического сотрудничества и взяли на себя обязательства не субсидировать экспорт и импортозамещение. В это же время развитие малых городов было объявлено государственным приоритетом. «Мы должны подтянуть уровень жизни, условия труда и быта людей, которые живут в малых городах и поселках, до столичного», — распорядился Президент в начале прошлого года. Правительство признавалось, что финансовое положение градообразующих районных предприятий «неустойчивое», рабочих мест мало, демографическая ситуация сложная, а в 52 населенных пунктах уровень безработицы превышает республиканский. Была принята соответствующая государственная программа. В сферу ее действия попали 187 населенных пунктов и порядка 350 организаций. Эксперты тогда отмечали, что программа без принятия дополнительных решений едва ли станет стимулом для развития бизнеса в регионах, поскольку касалась уже действующих организаций, да и к тому же государственных.

Декрет № 1 расширяет действие программы — в соответствии с ним льготы получают все новые субъекты хозяйствования, работающие на периферии. Решает он и задачу стимулирования производства отечественных потребительских товаров. Правда, «за бортом» всех льгот и преференций остаются действующие частные предприятия. Они ревностно относятся к потенциальным льготникам, которые будут работать в более невыгодных условиях.

Что касается столичных производителей, то они не в обиде на конкурентов с периферии. «Льготы для малых городов оправданны, — считает директор Минского обувного открытого акционерного общества «Луч» Николай Стриж, — они работают в других, более сложных условиях. Мировой опыт свидетельствует о том, что у крупного производителя — свой потребитель, у мелкого — свой», — говорит он.

Обсуждают нормы Декрета и в бизнес-ассоциациях. Председатель правления БСПН им. профессора Кунявского Георгий Бадей в целом положительно отозвался об этом документе. «Правительство поставило приоритетной задачей развивать малые города, и этот документ является логичным продолжением такой политики. Если столичное предприятие хочет такие же льготы, как и те, кто будет работать в агрогородках, пусть открывает производство там», — сказал он «ЭГ».

Несколько иную точку зрения высказал член Совета Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа. По его мнению, нужно решать в целом проблему с развитием бизнеса в стране. В противном случае поднять предпринимательство в малых городах и сельской местности будет проблематично. «Как показывает западный опыт, важна общая плотность бизнеса в стране. Когда бизнес начинает испытывать конкуренцию в больших городах, он сам идет в деревни и поселки, без дополнительных стимулов», — отметил собеседник «ЭГ».

Дмитрий ЕРМАК
Татьяна АБРАМОВИЧ

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях