$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Все шире и шире©

24.07.2015

 

Расширение полномочий Минторга, начатое после принятия в 2013 г. нового Положения о Министерстве торговли Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 25.06.2013 № 527 (далее — Положение), с успехом продолжается. За 2 года в него уже 6 раз вносились изменения, последовательно расширяющие полномочия и сферу деятельности этого ведомства.

Так, в январе 2014 г. на Минторг было решено возложить методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях торговли и общепита, с июля того же года — разработку мер, направленных на создание условий для развития конкуренции в этой сфере, координацию деятельности иных органов госуправления и госорганизаций, подчиненных правительству, а также классификацию объектов торговли и общепита. В конце 2014 г. Минторгу поручили формирование и ведение реестра бытовых услуг, в начале 2015 г. — контроль за деятельностью товарных бирж, а с 1 июля 2015 г. — участие в разработке и реализации государственного регулирования логистической системы Беларуси.

Но наибольший резонанс получила передача министерству с начала 2015 г. контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию потребительских товаров, законодательства о ценообразовании, в т.ч. при их производстве и оптовой, розничной торговле, а также регулирования цен (тарифов) на социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Совмином, алкогольную продукцию (крепостью свыше 28%) и согласования в случаях, установленных законодательством, цены (тарифы) на отдельные товары (работы, услуги). Одновременно Минторг получил право приостанавливать на срок до 90 дней работу торговых объектов, объектов общественного питания, интернет-магазинов в случае установления по результатам их проверки фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании, а также запрещать их работу в случае неустранения в установленный срок выявленных нарушений или их повторного совершения. Череда громких скандалов, связанных с приостановками работы и временным закрытием торговых объектов (зачастую по незначительным поводам), существенно отразилась на белорусском бизнес-климате.

Теперь на Минторг постановлением Совмина от 20.07.2015 № 610, вступившим в силу с 23 июля, возложены новые функции.

Ранее одной из важнейших задач Минторга называлось осуществление контроля в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламной деятельности, за соблюдением законодательства о госзакупках, ценовой дисциплины, качества реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), защита потребительского рынка (подп. 4.5 п. 4 Положения), а также законодательства о ценообразовании субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию потребительских товаров, в т.ч. при их производстве и оптовой, розничной торговле (подп. 4.51 п. 4 Положения).

Возможно, подобная детализация сфер контроля показалась кому-то излишней, поэтому согласно новой редакции подп. 4.5 п. 4 Положения (подп. 4.51 признан утратившим силу) Минторг должен осуществлять контроль (надзор) в пределах своей компетенции. Другими словами, ведомству поставлена задача контролировать все сферы деятельности, упомянутые в Положении.

При этом в соответствии с новой редакцией подп. 5.24 п. 5 Положения Минторг должен осуществлять контроль в области торговли, общественного питания, защиты прав потребителей, рекламной деятельности, за соблюдением законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг), законодательства, регулирующего выполнение работ, оказание услуг (ранее здесь говорилось лишь о принятии мер по обеспечению соблюдения такого законодательства), дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), а также защиту потребительского рынка.

Кроме того, п. 5 Положения дополнен подп. 5.243, согласно которому на Минторг возлагается еще и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей. Таким образом, Положение приведено в соответствие с п. 15 Указа Президента от 9.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях