Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Все секрет и ничего не тайна

С 15 сентября вступила в силу Инструкция о порядке представления в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ Национальным банком РБ и банками РБ информации по безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте...
С 15 сентября вступила в силу Инструкция о порядке представления в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ Национальным банком РБ и банками РБ информации по безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте, утв. постановлением КГК РБ и правления Нацбанка РБ от 2004-08-26г. № 1/134. Согласно этому документу Нацбанк ежедневно будет представлять в ДФМ по электронным каналам передачи данных информацию по всем безналичным платежам в белорусских рублях, а банки - по всем безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте, а также перечень открытых счетов (по состоянию на отчетную дату), обновляя его по мере изменений.

Департамент должен использовать представленную информацию только в пределах своей компетенции и полномочий, определенных законодательством РБ, обеспечивая сохранность государственной, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны.

Не отстает от нас и Россия. Там с 20 сентября вступило в силу положение Центробанка РФ от 2004-08-19г. № 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Теперь помимо проверки непосредственных клиентов Центробанк будет требовать от российских банков информацию о так называемых выгодоприобретателях, т. е. лицах, в интересах которых действует клиент. Под эту категорию попадают операции на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских и других сделок.  Проверке будут подвергаться как новые, так и давние клиенты и выгодоприобретатели банков.

Для сбора необходимых данных и подачи информации банкам отведен срок в один год.  Информация будет собираться по каждому клиенту отдельно в соответствии с разработанным Центробанком перечнем, который содержит обычные анкетные сведения. Если клиент откажется предоставить какие-либо сведения о себе, об этом сообщат в ЦБ, сотрудники которого займутся сбором информации об "отказнике" самостоятельно, а при необходимости привлекут для этих целей федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ).

В свою очередь федеральная налоговая служба России (ФНС) приступила к формированию информационного ресурса "Банковские счета". Здесь будет скапливаться информация о юридических и физических лицах. Практически "под колпаком" у налоговиков окажутся те, кто берет в банках кредиты, получает на банковские счета или карточки зарплаты, пенсии и стипендии. Правда, по данным российских СМИ, добровольно "сливать" данные о клиентах из более чем 600 столичных банков согласились пока 36. Но только они предоставили базе 10 млн. записей. И скорее всего, в систему вступят все. У налоговиков есть много весьма эффективных способов влияния на банки, например оглашение "черных списков", членство в которых грозит банкам массовым бегством вкладчиков.

Эти новости могли бы показаться ужасным умалением банковской тайны. Если бы таковая де-факто в наших странах существовала. Ведь и ранее согласно ст.122 Банковского кодекса РБ сведения, составляющие банковскую тайну, а именно о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его владельце и реквизитах, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, о конкретных сделках и операциях, подлежали представлению банком в случаях, предусмотренных законодательством, судам, прокурору, с его санкции - органам дознания и предварительного следствия; органам КГК, налоговым и таможенным органам, Нацбанку. И ничего. Жили как-то с принятия кодекса в октябре 2000г. до нынешней осени. Кстати, аналогичная норма имеется и в ст.26 российского федерального закона "О банках и банковской деятельности". Фактически, требования о передаче информации попросту вытекают из норм Закона РБ от 2000-07-19г. № 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем" и его российского аналога, который наши соседи приняли годом позже, чем Беларусь.

В придачу согласно ст.68 Налогового кодекса РБ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту постановки на учет этих лиц в течение одного банковского дня после соответственно открытия или закрытия такого счета. Да и в России такая норма предусмотрена в ст.86 НК. Правда, наши соседи отводят банку на это целых 5 дней, но это уже дело их прыткости.

Теперь же контролирующие органы получают всю информацию о счетах юридических и физических лиц. Получается, контроль платежей станет практически тотальным. При соответствующей технической оснащенности финансовая разведка сможет проследить всю динамику движения средств на счетах плательщиков, где бы ни были открыты эти счета, внедрять различные аналитические и информационные системы, позволяющие осуществлять мониторинг банков и их клиентов по ряду показателей. Правда, вряд ли среди миллионов трансакций будут обнаружены платежки в адрес "Аль-Каиды" и подобных структур.

С другой стороны, новая степень прозрачности грозит клиентам банков немалыми проблемами. Представить себе масштаб потерь клиентов в случае взлома системы или ее кражи несложно. Ведь опасность утечки информации из таких баз существует всегда, как бы защищены они ни были. Ни для кого не секрет, что диск с базой данных МВД РФ, ГИБДД, паспортных столов и сотовых компаний можно легко купить на московских рынках.

Тем не менее действия белорусских и российских властей - отнюдь не очередное наступление на права граждан и бизнеса. Это всего лишь весьма старательное исполнение 4-й, 5-й, 13-й и 14-й рекомендаций Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force on money laundering - FATF). А всего таких рекомендаций, невыполнение которых грозит санкциями мирового сообщества, 20 июня 2003г. было опубликовано 40. И среди них есть еще более суровые, которые, правда, многие западные страны сами исполнять не спешат. Но им торопиться некуда, а мы-то к цивилизации приобщиться стремимся. Так что извините за временные неудобства...