Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
03.11.2006
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Все секрет

В «ЭГ» № 76 было начато обсуждение проекта закона «Об аудиторской деятельности». Сегодня мы продолжаем разговор на эту волнующую многих читателей тему. В статье 6 Закона «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон) содержатся ограничения на аудит отчетности и других документов, в которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты.

Всё секрет…

В «ЭГ» № 76 было начато обсуждение проекта закона «Об аудиторской деятельности». Сегодня мы продолжаем разговор на эту волнующую многих читателей тему. В статье 6 Закона «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон) содержатся ограничения на аудит отчетности и других документов, в которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты.

Их могут проверять только аудиторские организации, в уставных фондах которых нет доли нерезидентов РБ. Кроме того, для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов, в которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, необходимо получить допуск к государственным секретам в порядке, установленном законодательством.

Напомним, что Закон от 29.11.1994 № 3410-XII «О государственных секретах» считает госсекретами защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам республики. Многие сведения, скажем, в области экономики и финансов, включенные в Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утв. Указом Президента от 12.04.2004 № 186, имеют существенное влияние на достоверность финансовой отчетности некоторых организаций. Поэтому аудиторским фирмам, желающим проверять подобные объекты, понадобится обратиться в КГБ за получением допуска в порядке, установленном ст. 22 Закона № 3410-XII, завести режимно-секретные органы и средства защиты информации, а также включить в штат специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации.

Таким образом, иностранные аудиторские компании и их дочерние фирмы не должны аудировать стратегические белорусские предприятия. Вероятно, в этом есть свой смысл: защита государственных секретов, имеющихся в их деятельности, — во многом вопрос национальной безопасности. Но и таким субъектам хозяйствования может понадобиться выход на международные рынки капиталов. И если при этом понадобится аудит мирового уровня, необходимо, чтобы отечественные аудиторские фирмы могли его провести. Для этого надо, чтобы они обладали квалификацией и репутацией, признанной за рубежом, которых еще надо достичь. Пока на этот уровень тянут немногие. И от государства зависит, смогут ли белорусские аудиторы когда-нибудь конкурировать на равных с зарубежными фирмами. Монополизация аудиторского рынка «Большой четверкой» недаром вызывает опасения во многих странах. Например, власти Китая приняли решение о реформе аудита, направленной на создание хотя бы десятка национальных аудиторских фирм (из 5639 существующих), способных предоставлять профессиональные услуги в соответствии с международными стандартами. По словам вице-министра финансов Ванг Джуна, этот процесс «должен порождаться рыночными механизмами, а не прямым указанием властей. Это более долгий путь, но он характеризуется лучшими результатами». Фирмам предоставляется полная свобода выбора деловых партнеров и разработка оптимальной стратегии, но при этом должны соблюдаться принципы добросовестности подхода и порядочности ведения бизнеса. Китайские планы рассчитаны на 10 лет.

Сможет ли наше законодательство обеспечить развитие отечественного аудита в таком же направлении? Особенно если учесть отклонения от общепринятых подходов к аудиту, связанные с оригинальными решениями, вроде ограничения предельного уровня рентабельности или запрета на привлечение внештатных работников.
 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений