$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ВСЕ РЕШАЮТ ТЕХНОЛОГИИ©

22.05.2015

 

Тенденции развития мирового рынка инноваций показывают, что в среднесрочной перспективе следует ожидать выхода на рынок прорывных технологий, которые завершат формирование VI технологического уклада, основанного на био- и нанотехнологиях, информационно-коммуникационных и гибридных технологиях, робототехнике. Именно результаты исследований в этих сферах будут определять развитие и конкурентоспособность традиционных отраслей экономики.

Андрей КОСОВСКИЙ, первый заместитель председателя ГКНТ

Так, в настоящее время научные и технологические приоритеты США направлены на формирование нового технологического ядра, основанного на био- и нанотехнологиях, энергосбережении и обеспечении национальной безопасности, Японии — на науке о жизни и экологии, Германии — на традиционных отраслях машиностроения, сфере безопасности и экологии. Большинство стран, позиционирующих себя как инновационно развивающиеся, в качестве приоритетных направлений научно-технической деятельности определили био- и нанотехнологии, материаловедение и информационно-коммуникационные технологии.

Стратегия развития науки и технологий в Китае направлена на создание универсальной машиностроительной базы с переходом от «реинжиниринга» к полномасштабным исследованиям в сфере технологий VI технологического уклада.

В Беларуси предложенная ГКНТ Стратегия инновационного развития страны заключается в комбинировании внедрения прорывных технологий с «индустриально-инновационным» развитием традиционных секторов экономики. При этом в одних секторах предстоит реализовывать стратегии лидерства на основе собственных разработок и инноваций, а в других — догоняющее развитие при активном заимствовании передовых зарубежных технологий и институтов.

Анализ инновационного развития страны и выполнения госпрограмм в 2007–2014 гг. выявил ряд проблем. Основная из них — низкая инвестиционная активность внедрения организациями республики инноваций. Так, наукоемкость отечественного ВВП не превышает в последние годы 0,7%, а в 2014 г. она чуть выше 0,5%, тогда как для обеспечения научно-технологической безопасности государства данный показатель должен составлять не менее 1%. Остается низким спрос на инновационную продукцию у потребителей, организации мало восприимчивы к нововведениям, недостаточна кооперация разработчиков и производителей. Причиной неэффективности отдельных инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных программ, является недостаточная проработка вопросов маркетинга и будущей рыночной конъюнктуры.

Значительная часть работ направлена на создание аналогов уже реализованных за рубежом технологий и образцов техники. Между тем мировой опыт показывает, что приобретение уже имеющегося на рынке продукта или технологии его производства выгоднее, чем их разработка собственными силами, при условии, что это не противоречит требованиям национальной безопасности по созданию критически важных отечественных технологий.

Установленный в республике порядок финансирования инновационных проектов создает сравнительно неблагоприятную институциональную среду, ориентированную прежде всего на массовое тиражирование уже апробированных технологий и товаров в ущерб внедрению и распространению инноваций. Система господдержки инновационной деятельности в стране имеет встроенную функцию сильного неприятия риска.

В прошлом году удельный вес отгруженной инновационной продукции составил 14,2%, тогда как в 2013-м он составлял 17,8%. Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе предприятий, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, составил лишь 22% при запланированных 27%.

Вместе с тем позиции Беларуси за 2014 г. в каждом из основных международных рейтингов научно-технического и инновационного развития значительно улучшились. Так, в Глобальном индексе инноваций наша страна поднялась на 19 позиций, в индексе развития информационно-коммуникационных технологий мы вошли в десятку самых динамично развивающихся стран мира (рост на 5 мест за год).

Одна из основных задач, стоящих перед республикой сегодня, — концентрация научно-технологического потенциала и активов на создании высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов с ускоренным развертыванием инновационных производств на «прорывных» направлениях развития экономики.

Приоритетными направлениями научно-технической деятельности в Беларуси на 2016–2020 гг. являются: энергетика и энергоэффективность, атомная энергетика; агропромышленные технологии и производства; промышленные и строительные технологии и производства; медицина, фармация, медицинская техника; химические технологии, нефтехимия; био- и наноиндустрия; информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии; рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов; национальная безопасность и обороноспособность, защита от чрезвычайных ситуаций.

Выбранные приоритетные направления отвечают требованиям неразрывности инновационного цикла от фундаментальных и прикладных исследований через разработки к промышленному освоению и практическому применению результатов научно-технической деятельности.

При разработке этих направлений обеспечено согласование приоритетов научной и научно-технической деятельности, учтены долгосрочные планы развития партнеров в рамках Евразийского экономического союза и прежде всего России. Предлагаемые приоритетные направления согласуются с тенденциями научных исследований в Европе, в т.ч. программами HORIZON—2020 (ЕС) и High-Tech Strategy (Германия).

Суть предлагаемого механизма реализации вышеназванных приоритетов заключается в значительном усилении регулирующей, координирующей и стимулирующей функций Государственной программы инновационного развития. Для достижения ее целей и задач предусматривается создание системы доведения, выполнения и контроля дифференцированных индикативных показателей инновационного развития органам госуправления. С целью всесторонней оценки инновационного и научно-технологического развития с учетом поэтапного перехода к индикативному планированию и международно признанным методикам оценки научно-технического и инновационного развития предлагается введение системы, включающей как показатели инновационного развития, обеспечивающие устойчивое развитие и национальную безопасность, так и индикаторы, описывающие характеристики инновационных процессов в их динамике и дифференцированные по видам деятельности и типам инноваций на технологические, маркетинговые и организационные.

Планируется создание действенной системы стимулирования участия и успешной реализации мер госпрограммы инновационного развития субъектами инновационной деятельности, в том числе негосударственной формы собственности, за счет направления средств республиканских и местных инновационных фондов только на финансирование мероприятий программы. Предусматривается основную часть их средств направлять на полное или частичное финансирование инновационных проектов, соответствующих критериям Указа от 7.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов».

Необходимо создать преференциальный режим субъектам инновационной деятельности для реализации инновационных проектов госпрограммы на основе введения дополнительных налоговых стимулов — льгот по НДС, по налогу на прибыль, на недвижимость и по земельному налогу.

Также предусматривается расширение функций и укрепление ресурсной базы Белорусского инновационного фонда для увеличения финансирования мероприятий программы, а также льготное кредитование инновационных проектов Банком развития. Для повышения эффективности использования государственных средств предлагается осуществлять финансирование инновационных проектов за счет бюджетных средств только при условии выделения на эти цели организациями-исполнителями части собственных или заемных средств.

Также планируется создание и реализация преимуществ новых для республики инструментов финансирования инновационной деятельности, включая венчурное. Предусматривается создание совместных с зарубежными организациями венчурных компаний и фондов, в том числе российско-белорусской венчурной компании на базе Белорусского инновационного фонда и Российской венчурной компании.

Реализация вышеназванных приоритетов и мер позволит достичь к 2020 году значений индикаторов инновационного развития национальной экономики, заложенных в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития до 2020 года, и на этой основе обеспечить высокие жизненные стандарты населения и условия для гармоничного развития личности в стране.