$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ВСЕ ЛИШНЕЕ СПИСАТЬ

30.07.2010

C 2007 года по настоящее время в Беларуси удалось вовлечь в хозяйственный оборот 11,8 тыс. неиспользуемых объектов госсобственности, рассказал в среду на пресс-конференции заместитель директора Фонда госимущества Госкомимущества Владимир КОВАЛЕВСКИЙ.

С начала текущего года динамика замедлилась: за январь– июнь продано всего 300 объектов, за которые республиканский бюджет выручил 1,3 млрд. Br, и от продажи прав аренды земельных участков, на которых расположены эти объекты, — 700 млн. Br. В местные бюджеты с начала года от продажи объектов коммунальной собственности поступило 6,4 млрд. Br, от реализации прав аренды земельных участков — 2,2 млрд.

Сегодня в республике насчитывается около 3,5 тыс. неиспользуемых объектов госимущества. Из них примерно 1 тысяча будет списана под снос из-за аварийного состояния. Ожидается, что недавно принятый Указ от 14.07.2010 № 367 (см. с.2 Информбанка этого номера «ЭГ») позволит активизировать деятельность в сфере распоряжения госимуществом.

По оценке В.Ковалевского, самая актуальная норма Указа № 367 в том, что полномочия для принятия решений об отчуждении госимущества до 5 тыс. базовых величин делегированы министерствам и концернам по согласованию с ГКИ. В структуре республиканской собственности таких объектов более 80%. «Поэтому процедура станет быстрой, мы сможем мобильно принимать решения об отчуждении или о понижении начальной цены на 20–50% при выставлении объектов на «голландский аукцион». Начиная с октября появляется возможность продажи в рассрочку на год инвесторам крупных объектов (стоимостью 10 тыс. БВ). Порядок рассрочки сейчас разрабатываем, это активизирует продажи крупных объектов», — прокомментировал заместитель директора Фонда госимущества.

Он подчеркнул, что фискальная задача в политике распоряжения госимуществом отныне вторична. Гораздо важнее — создание новых производств и дополнительных рабочих мест, привлечение ресурсов в модернизацию производств и недвижимости.

Ряд правовых новаций заготовлен в отношении объектов военных городков, переданных в коммунальную собственность административно-территориальных единиц. «Это большая проблема для страны. Более 10 лет идет планомерный процесс вовлечения такого имущества в хозяйственный оборот. В коммунальную собственность передано более 15 тыс. объектов бывших военных городков, — отметил В.Ковалевский. — Осталось более 1,5 тыс. Мы подготовили проект указа, предусматривающий новые подходы. Юрлица коммунальной собственности, поставившие на баланс имущество бывших военных городков, несут в связи с этим значительные издержки, платят налог на недвижимость. Более тысячи объектов подлежит списанию — однако сейчас это возможно только за счет прибыли. Составлен перечень объектов, и мы планируем освободить юрлица коммунальной собственности от уплаты налогов на землю и на недвижимость до сноса объектов военных городков, а расходы по сносу предлагается списывать за счет добавочного фонда предприятий».

ГКИ также инициирует внести изменения в Указ от 20.10.2006 № 622, с тем чтобы разрешить оценивать объекты незавершенного строительства рыночным способом. «Ежегодные переоценки увеличивают стоимость «незавершенки», поэтому мы предлагаем вести переоценку с применением понижающих коэффициентов в зависимости от периода превышения срока строительства».

В.Ковалевский напомнил, что к настоящему времени государство располагает спектром рычагов для повышения инвестиционной привлекательности госимущества. Так, с начала года право продажи объектов недвижимости при начальной цене 1 БВ действует на территории всей страны, кроме Минска и областных центров. Практика показывает, что треть всех объектов госимущества продается с установлением начальной цены в размере 1 БВ. В этом году ГКИ исключило из единого предмета аукциона продажу права аренды земельного участка, если недвижимость продается с начальной ценой в размере 1 БВ.

«C 2008 г. мы продаем объекты недвижимости вместе с правом аренды земельных участков, на которых они расположены, — говорит В.Ковалевский. — По этому поводу идет дискуссия: не дискредитируем ли мы идею продажи недвижимости. Практика аукционов показывает, что это правильное решение. Продажа объекта недвижимости с правом аренды участка в составе единого лота, конечно, повышает цену начальной продажи. Так как в структуре цены 5% — это стоимость объекта недвижимости, а 95% — прав аренды земельного участка. Впоследствии право аренды, купленное на аукционе, может служить предметом залога. Для сравнения: это невозможно в варианте, когда земельный участок находится на праве постоянного пользования». С 2007 г. по настоящее время с аукционов продано 3,4 тыс. неиспользуемых объектов госсобственности.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Тем временем

Комитет госконтроля Могилевской области проверил ряд горрайисполкомов по вопросу вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества бывших военных городков.

Проверка показала, что исполкомы не принимают достаточных мер по обеспечению сохранности и эффективному использованию бывшего военного имущества, на содержание которого затрачиваются значительные финансовые средства.

Так, в г. Осиповичи пришли в негодность здания клуба и склада бывшего военного городка «Северный». В г. Бобруйске в ветхом и аварийном состоянии находятся здания бывших военных городков «Крепость», «Нефтебаза» и «Казаково».

Не все исполкомы обеспечили контроль за наведением порядка после ликвидации неиспользуемых объектов. Например, после завершения работ по разборке неиспользуемых объектов бывшего военного городка «Киселевичи» в г. Бобруйске не выполнена планировка и рекультивация освободившихся участков, не проведен вывоз и переработка демонтированных строительных конструкций. Несанкционированное размещение строительного мусора, оставшегося после демонтажа объектов, в т.ч. военного городка «Крепость», выявлено на землях застройки г. Бобруйска.

По материалам проверки приняты меры в соответствии с законодательством, контроль за устранением выявленных нарушений и наведением порядка на земле будет продолжен.