$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

ВСЕ ФОНДЫ ОДИНАКОВЫ:©

08.09.2015

денег без реформ не дают

Получение кредитов Евразийского фонда стабилизации и развития будет сопровождаться требованием сохранять жесткую кредитно-денежную политику и проводить структурные реформы, хотя, возможно, и не столь глубокие, как потребовал бы МВФ.

В конце августа Минск посетила команда экспертов Евразийского банка развития (ЕАБР), являющегося Управляющим средствами. Целью визита было продолжение консультаций с властями Беларуси по доработке программы реформ, которая может быть поддержана новым финансовым кредитом фонда. Судя по информации, опубликованной на сайте ЕАБР, получить деньги наша страна сможет только при выполнении программы, представленной правительством и Нацбанком Беларуси на рассмотрение заседания Совета Фонда в начале июля т. г.

ОСНОВНАЯ цель программы — «достижение макроэкономической стабилизации и создание основ для долгосрочного устойчивого роста путем проведения жесткой денежно-кредитной и консервативной налогово-бюджетной политики, сбалансированной политики доходов населения, и реализации глубоких структурных реформ, нацеленных на снижение роли государства в экономике и активное развитие частного сектора». В частности, программа предусматривает сокращение объемов финансирования новых госпрограмм, что, наряду с уменьшением субсидий на поддержку ЖКХ через повышение уровня окупаемости затрат тарифами, будет способствовать не только сбалансированному исполнению государственного бюджета, но и высвободит ресурсы для развития предпринимательства. В целом повышение эффективности использования всех ресурсов экономики, включая средства от сокращения госпрограмм, будет обеспечено за счет либерализации цен и рынков, разгосударствления и коммерциализации предприятий. Выполнение этих мер будет способствовать повышению устойчивости платежного баланса, стабилизации и наращиванию уровня международных резервов, замедлению инфляции, снижению процентных ставок и направлению ресурсов экономики в наиболее рентабельные сектора.

Совет Фонда, рассмотрев заключение Управляющего по заявке на предоставление финансового кредита Беларуси, отметил необходимость усиления программы для обеспечения устойчивости результатов преобразований, в т.ч. на основании уроков, полученных в ходе выполнения предыдущей стабилизационной программы в 2011–2013 гг.

В соответствии с поручением Совета Фонда консультации в ходе визита сосредоточились на разработке дополнительных механизмов, снижающих риски невыполнения новой программы. В ЕАБР помнят, что «продолжение стимулирования внутреннего спроса на фоне сокращения внешних доходов было одним из ключевых факторов отступления от целей предыдущей программы». Теперь ожидается, что в рамках новой программы правительство и Нацбанк Беларуси будут придерживаться более осмотрительной политики внутреннего спроса. В случае возникновения новых шоков, усиливающих риски дестабилизации экономической ситуации, белорусская сторона рассматривает применение таких механизмов, как выход на положительное сальдо государственного бюджета в расширенном определении; использование мер денежно-кредитной политики по нивелированию влияния монетарных факторов инфляции на фоне планируемой либерализации цен и рынков и другие меры. В ближайшее время властями РБ будет определена приоритетность этих корректировочных мер в зависимости от природы возможных рисков.

НЕСМОТРЯ на относительную стабилизацию на валютном рынке, экономика Беларуси, как и России, находится в рецессии. За январь–июль 2015 г. ВВП сократился на 4% к соответствующему периоду 2014 г. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, включая негативные изменения в условиях торговли, и снижение конкурентоспособности несырьевого экспорта, преимущественно реализуемого в РФ, приводят к сокращению доходов от экспорта и притока иностранного капитала. В условиях ограниченных национальных сбережений и возможностей заимствования на внешнем и внутреннем рынках это не позволяет финансировать и эффективно стимулировать экономический рост за счет внутреннего спроса. Правда, несмотря на сокращение реального ВВП и номинальных доходов от экспорта в долларовом выражении, физический объем экспорта вырос — за счет продовольствия и нефтепродуктов. Появление в 2014 г. новых ниш на продовольственных рынках России, образовавшихся из-за контрсанкций РФ в ответ на санкции Запада, повысило конкурентные преимущества Беларуси на этих рынках, полагают в фонде. Увеличение импорта нефти из России на фоне падения мировых цен и снижение внутреннего потребления нефтепродуктов позволили Беларуси нарастить их экспорт, говорится в сообщении ЕАБР. Заметим, что рост объемов в данном случае — слабое утешение. В стоимостном выражении белорусский экспорт сократился на 1/4, причем поставки нефтепродуктов снизились на 31,1% (на 1741,6 млн. USD), а продовольственных товаров — на 26% (342,2 млн.). Но, очевидно, у ЕАБР своя арифметика. К тому же его специалисты приняли во внимание, что июльское ускорение темпов падения белорусского ВВП во многом связано с более поздним началом уборочных работ.

Жесткая денежно-кредитная политика и переход к более гибкому режиму обменного курса, включая использование механизма двойного аукциона с июня т.г., в ответ на ухудшение платежного баланса в IV квартале 2014 г., позволили стабилизировать ситуацию на валютном рынке в I полугодии 2015 г. и не допустили дестабилизации в августе в условиях нового всплеска девальвации российского рубля. Рецессия, снижение внешних цен, сдерживание роста тарифов на ЖКХ и высокие процентные ставки привели к замедлению темпов инфляции. В июле т. г. инфляция в годовом выражении была самой низкой начиная с 2011 г., хотя за 7 месяцев она осталась двузначной на уровне 12,5%.

Снижение инфляции и сокращение внутреннего спроса способствовали увеличению профицита внешней торговли товарами и услугами по итогам I полугодия 2015 г. до 4,2% ВВП против 1,7% ВВП за аналогичный период 2014 г. Это вместе с перечислением пошлин от экспорта нефтепродуктов в белорусский бюджет, ранее направлявшихся в бюджет России, позволило сократить дефицит счета текущих операций до 2% ВВП, против 7,1% годом ранее. Дефицит текущего счета сформирован преимущественно за счет начисления нерезидентам доходов от иностранных инвестиций (около 7,5% ВВП). Значительная часть этих доходов (4,1% ВВП) реинвестируются и их влияние на состояние платежного баланса нейтрально. Без учета этих операций сальдо текущего счета в I полугодии было положительным в размере 2,2% ВВП, что сформировало чистый приток иностранной валюты по операциям текущего счета. На фоне относительной стабильности на валютном рынке началось восстановление валовых международных резервов. Однако этот процесс идет медленно из-за расходов на обслуживание внешнего долга. Заметим, что в августе ЗВР снова пошли вниз.

По итогам I полугодия государственный бюджет был выполнен с профицитом 3,9% ВВП, против 0,1% ВВП годом ранее, чему также способствовало перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты в бюджет Беларуси. Кроме того, значительную роль сыграло введение дополнительных сборов, в основном, на добычу природных ресурсов и на распределение газа, что стало возможным по причине сохранения тарифов на газ для внутреннего потребления промышленными предприятиями на прошлогоднем уровне на фоне снижения цены на его импорт.

ЕАБР одобрил меры, предпринимаемые властями РБ для макроэкономической стабилизации, и оценил достижения в борьбе с инфляцией. Однако в условиях неопределенности на внешних рынках и прогнозируемого медленного восстановления экономики России критически важным для Беларуси является изыскание внутренних резервов для повышения конкурентоспособности экономики как ключевого фактора стабилизации ситуации и устойчивого роста. Поэтому фонд требует проведения структурных реформ, включающих снижение роли государства в экономике, коммерциализацию госпредприятий, сокращение их финансовой поддержки, либерализацию цен и рынков. Высвободившиеся финансовые и трудовые ресурсы должны переместиться в сферы с более высокой производительностью труда, что усилит и раскроет потенциал наиболее конкурентоспособных и перспективных секторов экономики. Чрезвычайно важным для повышения конкурентоспособности являются продолжение сбалансированной политики доходов, наблюдаемой с середины 2014 г. и направленной на сокращение накопленного дисбаланса между ростом зарплаты и производительности труда, а также совершенствование политики рыночного курсообразования и механизмов таргетирования денежной массы, обеспечивающих и поддерживающих равновесный уровень обменного курса.

Доработанное по заявке Беларуси заключение планируется представить на рассмотрение заседания Совета ЕФСР в IV квартале т.г. До того нам придется сводить концы с концами самостоятельно.

Кирилл ПРУДНИКОВ