$

2.0793 руб.

2.3252 руб.

Р (100)

3.2206 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Актуально

ВСЕ ЕЩЕ БУДЕТ

20.07.2010

Перспективы либерализации экономической жизни обсудили на заседании республиканского клуба директоров при Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского представители отечественного топ-менеджмента, министерств финансов, экономики и по налогам и сборам. Тема мероприятия весьма актуальна: сегодня деловое сообщество полнится слухами о директиве № 4 «О либерализации». Одни ждут от нее радикального изменения отношений бизнеса и власти, другие полны пессимизма. Впрочем, никто пока не видел окончательного варианта этого документа и не может сказать, в какой мере в нем будут учтены пожелания бизнес-союзов.

Замминистра экономики Андрей Тур сообщил, что принятие директивы ожидается в сентябре и работа над ней еще идет. Но этот документ, как и предыдущие директивы, лишь очертит общие рамки либерализации экономики, раскрепощения предпринимательской инициативы и действия государства в этом направлении. Поэтому директива № 4 — скорее политический документ, чем нормативный правовой акт, регулирующий определенные правоотношения, подчеркнул А.Тур. Впрочем, по его мнению, в последнее время Беларусь уже заметно продвинулась в процессе либерализации, а диалог между властью и бизнесом выходит на качественно новый уровень. Подтверждение тому — существенное упрощение процедуры создания субъектов хозяйствования, благодаря которому за последний год число юрлиц увеличилось на 40%, причем их рост на 13,5% больше, чем индивидуальных предпринимателей. Правда, советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова напомнила, что сегодня подчас невозможно понять, сколько у нас фирм создано, а сколько в реальности работает.

Еще одно обещание — продолжение работы по сокращению административных процедур. Определенные успехи здесь уже есть, напомнил А.Тур. Так, за последние два года число административных процедур сократилось на 36%. «Однако они, как гидра: одну голову отрубаешь, а на ее месте вырастают четыре новые, — пожаловался замминистра директорам, — вводимые зачастую на ведомственном уровне». Эта проблема будет учтена в директиве № 4. Она должна стать барьером для возникновения новых процедур, полагает А.Тур. Возможно, как и в вопросах лицензирования, будет установлено правило, согласно которому новую процедуру можно будет ввести только постановлением правительства.

Впрочем, что до лицензирования, то давно обещанного указа о нем до сих пор не видно. В этом опять-таки виноваты бюрократы, не желающие расставаться со своими полномочиями «строить» бизнес», признал А.Тур. А ведь так хорошо все было задумано: в проекте указа определен перечень лицензируемых видов деятельности, число которых должно сократиться с 51 до 35, причем из 16 исключаемых видов 7 содержат более 60 составляющих работ и услуг. Кроме того, предлагается отменить около 60 работ и услуг по 13 видам деятельности, лицензии на которые сохраняются. Минэкономики прогнозирует, что только за счет отмены лицензирования розничной торговли, за исключением подакцизных товаров, число выдаваемых лицензий сократится на 60%. При этом проект указа носит комплексный характер, в нем сведены все позиции по лицензированию, упрощены процедуры получения лицензий. Их срок должен сократиться с 30 до 15 рабочих дней, а продления — с 15 до 10 дней. Проект содержит исчерпывающий перечень случаев отказа в выдаче лицензии и их аннулирования. Оптимизированы и сокращены перечни лицензионных требований и условий к документам, предоставляемым при обращении за выдачей лицензии. Остановка за малым — утвердить проект и дать предпринимателям вздохнуть свободно. Но, оказывается, работа с этим указом затянулась, «очень много у нас оппонентов, никто не хочет отдавать именно такой инструмент регулирования, как лицензирование», — признал А.Тур. Видимо, действительно нужна немалая политическая воля, чтобы ведомственные, а то и личные интересы бюрократии не мешали реализации провозглашенного главой государства экономического курса.

Замминистра заверил директоров, что либерализация экономики не закончится принятием директивы № 4, упрощение условий ведения бизнеса будет набирать силу. А приоритетами станут инновации, инвестиции и экспорт. По словам А.Тура, белорусская экономика и бизнес нуждаются в инновационном развитии и стимулировании инвестиций.

При этом основная часть инвестиций будет направлена на привлечение новых технологий, на ресурсосбережение", — отметил замминистра экономики. Способствовать этому должно упрощение условий осуществления инвестиционной деятельности, повышение эффективности налоговой системы и придание ей стимулирующего характера. Например, для субъектов, добросовестно исполняющих налоговые обязательства, возможно введение преференций, как это делается за рубежом. Будут усилены гарантии для собственников путем пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, допускающих необоснованное вмешательство госорганов в отношении собственности. Планируется активизация процессов сдачи в аренду или безвозмездное пользование неиспользуемого или неэффективно используемого госимущества. Будут исключены излишние проверки коммерческих организаций, оптимизированы штрафы, чтобы нарушения и взыскания были соразмерны.

Но сегодня у руководителей предприятий накопилось множество не позволяющих в полную силу взяться за эти направления проблем. Они скопились давно, и обещаниями реформ их не решить. Так, который год мешают предприятиям отчисления в инновационные фонды, особенно Минстройархитектуры. Платят в него все, но распределяются собранные средства только среди организаций, подчиненных этому министерству. Получается, что включив в себестоимость 13,5% отчислений, предприятия без ведомственной подчиненности, занимающиеся строительством, становятся неконкурентоспособными по цене по сравнению с организациями, входящими в отдельные министерства, а также зарубежными подрядчиками. Мало кого утешает, что Указ от 4.08.2006 N 499 “О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли” действует до конца текущего года: ведь трудно сказать, не будет ли он продлен еще на какой-либо срок. И такая неопределенность сопутствует белорусскому бизнесу во всем.

Разумеется, приятно услышать, что Минэкономики готовится к революционным преобразованиям ценового законодательства, планируя отменить все ограничения при ценообразовании, за исключением узкого круга социально-значимых товаров и услуг. Но этому благому начинанию мешают, по словам А.Тура, трудности с отменой нормирования отдельных статей себестоимости. Отметим, что проблема действительно серьезная: установленный законодательством затратный механизм ценообразования и действующие Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость, скорее мешают предприятиям формировать цены в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Но признать, что обоснование цен калькуляциями с расшифровкой статей затрат в нынешнем виде не имеет смысла, государство почему-то не торопится. А иным менеджерам причина такого упорства видится в стремлении регулярно пополнять бюджет штрафами за отсутствие таких калькуляций и иные прегрешения перед ценовым законодательством, зачастую содержащих давно устаревшие и не имеющие экономического смысла барьеры. Поэтому весьма странно, что решить эти проблемы нельзя без специально принятой директивы, в которой все равно не будут поименно перечислены все лишние и вредные нормы.

К примеру, шумно разрекламированное упорядочение арендных отношений в целях защиты интересов арендаторов обернулось упущенной выгодой для другой стороны. Порой предприятия могут сдать в аренду помещения зарубежным компаниям подороже. Те не против, но повышающие коэффициенты надо согласовывать в исполкомах. А там стремятся выполнить указание о недопущении роста арендной платы — невзирая на личность арендаторов и особенности сделок. Один из директоров заметил, что подобные обстоятельства приводят не только к финансовым потерям, но и к засилью зарубежного (в основном российского) капитала. Его поддержали другие участники встречи. Многим из них кажется неправильным и обидным наделение иностранных инвесторов льготами и преференциями, недоступными отечественному бизнесу, в частности при приватизации. Не приведет ли это в ближайшем будущем к тому, что мы станем на своей земле батраками, работающими на чужого собственника, капиталы которого, нередко, весьма сомнительного происхождения?

Главная же беда в том, что после долгожданного принятия директивы № 4 по традиции уйдут еще месяцы на принятие во исполнение ее положений нормативных актов. А сколько времени потребуется, чтобы изменить отношение чиновников, зачастую воспринимающих бизнес не как основу нашего общества, а как «дойную корову», которую, как сказал Пушкин (по другому поводу) «должно резать или стричь», спрогнозировать вообще невозможно. Ведь наилучшее законодательство порой бессильно перед практикой ее применения и «телефонным правом». Об этом не раз вспоминали участники заседания, говоря об отсутствии реального равенства всех форм собственности, декларируемого ст. 13 Конституции, предвзятости судов, произволе и безответственности чиновников, запутанности нормативных актов, понять которые без дополнительных разъяснений нередко невозможно.

В ответ директорам снова обещают все исправить: разработать новый инвестиционный кодекс, усовершенствовать контрольно-проверочную деятельность, снизить налоговую нагрузку. И исправить ранее принятые нормативные акты, ошибки в которых мешают работать. Если бы еще пообещали новых ошибок не делать...

Ольга Шавела,  Леонид Фридкин


Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы