$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВСЕ ЕЩЕ БУДЕТ

20.07.2010

Перспективы либерализации экономической жизни обсудили на заседании республиканского клуба директоров при Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского представители отечественного топ-менеджмента, министерств финансов, экономики и по налогам и сборам. Тема мероприятия весьма актуальна: сегодня деловое сообщество полнится слухами о директиве № 4 «О либерализации». Одни ждут от нее радикального изменения отношений бизнеса и власти, другие полны пессимизма. Впрочем, никто пока не видел окончательного варианта этого документа и не может сказать, в какой мере в нем будут учтены пожелания бизнес-союзов.

Замминистра экономики Андрей Тур сообщил, что принятие директивы ожидается в сентябре и работа над ней еще идет. Но этот документ, как и предыдущие директивы, лишь очертит общие рамки либерализации экономики, раскрепощения предпринимательской инициативы и действия государства в этом направлении. Поэтому директива № 4 — скорее политический документ, чем нормативный правовой акт, регулирующий определенные правоотношения, подчеркнул А.Тур. Впрочем, по его мнению, в последнее время Беларусь уже заметно продвинулась в процессе либерализации, а диалог между властью и бизнесом выходит на качественно новый уровень. Подтверждение тому — существенное упрощение процедуры создания субъектов хозяйствования, благодаря которому за последний год число юрлиц увеличилось на 40%, причем их рост на 13,5% больше, чем индивидуальных предпринимателей. Правда, советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова напомнила, что сегодня подчас невозможно понять, сколько у нас фирм создано, а сколько в реальности работает.

Еще одно обещание — продолжение работы по сокращению административных процедур. Определенные успехи здесь уже есть, напомнил А.Тур. Так, за последние два года число административных процедур сократилось на 36%. «Однако они, как гидра: одну голову отрубаешь, а на ее месте вырастают четыре новые, — пожаловался замминистра директорам, — вводимые зачастую на ведомственном уровне». Эта проблема будет учтена в директиве № 4. Она должна стать барьером для возникновения новых процедур, полагает А.Тур. Возможно, как и в вопросах лицензирования, будет установлено правило, согласно которому новую процедуру можно будет ввести только постановлением правительства.

Впрочем, что до лицензирования, то давно обещанного указа о нем до сих пор не видно. В этом опять-таки виноваты бюрократы, не желающие расставаться со своими полномочиями «строить» бизнес», признал А.Тур. А ведь так хорошо все было задумано: в проекте указа определен перечень лицензируемых видов деятельности, число которых должно сократиться с 51 до 35, причем из 16 исключаемых видов 7 содержат более 60 составляющих работ и услуг. Кроме того, предлагается отменить около 60 работ и услуг по 13 видам деятельности, лицензии на которые сохраняются. Минэкономики прогнозирует, что только за счет отмены лицензирования розничной торговли, за исключением подакцизных товаров, число выдаваемых лицензий сократится на 60%. При этом проект указа носит комплексный характер, в нем сведены все позиции по лицензированию, упрощены процедуры получения лицензий. Их срок должен сократиться с 30 до 15 рабочих дней, а продления — с 15 до 10 дней. Проект содержит исчерпывающий перечень случаев отказа в выдаче лицензии и их аннулирования. Оптимизированы и сокращены перечни лицензионных требований и условий к документам, предоставляемым при обращении за выдачей лицензии. Остановка за малым — утвердить проект и дать предпринимателям вздохнуть свободно. Но, оказывается, работа с этим указом затянулась, «очень много у нас оппонентов, никто не хочет отдавать именно такой инструмент регулирования, как лицензирование», — признал А.Тур. Видимо, действительно нужна немалая политическая воля, чтобы ведомственные, а то и личные интересы бюрократии не мешали реализации провозглашенного главой государства экономического курса.

Замминистра заверил директоров, что либерализация экономики не закончится принятием директивы № 4, упрощение условий ведения бизнеса будет набирать силу. А приоритетами станут инновации, инвестиции и экспорт. По словам А.Тура, белорусская экономика и бизнес нуждаются в инновационном развитии и стимулировании инвестиций.

При этом основная часть инвестиций будет направлена на привлечение новых технологий, на ресурсосбережение", — отметил замминистра экономики. Способствовать этому должно упрощение условий осуществления инвестиционной деятельности, повышение эффективности налоговой системы и придание ей стимулирующего характера. Например, для субъектов, добросовестно исполняющих налоговые обязательства, возможно введение преференций, как это делается за рубежом. Будут усилены гарантии для собственников путем пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, допускающих необоснованное вмешательство госорганов в отношении собственности. Планируется активизация процессов сдачи в аренду или безвозмездное пользование неиспользуемого или неэффективно используемого госимущества. Будут исключены излишние проверки коммерческих организаций, оптимизированы штрафы, чтобы нарушения и взыскания были соразмерны.

Но сегодня у руководителей предприятий накопилось множество не позволяющих в полную силу взяться за эти направления проблем. Они скопились давно, и обещаниями реформ их не решить. Так, который год мешают предприятиям отчисления в инновационные фонды, особенно Минстройархитектуры. Платят в него все, но распределяются собранные средства только среди организаций, подчиненных этому министерству. Получается, что включив в себестоимость 13,5% отчислений, предприятия без ведомственной подчиненности, занимающиеся строительством, становятся неконкурентоспособными по цене по сравнению с организациями, входящими в отдельные министерства, а также зарубежными подрядчиками. Мало кого утешает, что Указ от 4.08.2006 N 499 “О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли” действует до конца текущего года: ведь трудно сказать, не будет ли он продлен еще на какой-либо срок. И такая неопределенность сопутствует белорусскому бизнесу во всем.

Разумеется, приятно услышать, что Минэкономики готовится к революционным преобразованиям ценового законодательства, планируя отменить все ограничения при ценообразовании, за исключением узкого круга социально-значимых товаров и услуг. Но этому благому начинанию мешают, по словам А.Тура, трудности с отменой нормирования отдельных статей себестоимости. Отметим, что проблема действительно серьезная: установленный законодательством затратный механизм ценообразования и действующие Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость, скорее мешают предприятиям формировать цены в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Но признать, что обоснование цен калькуляциями с расшифровкой статей затрат в нынешнем виде не имеет смысла, государство почему-то не торопится. А иным менеджерам причина такого упорства видится в стремлении регулярно пополнять бюджет штрафами за отсутствие таких калькуляций и иные прегрешения перед ценовым законодательством, зачастую содержащих давно устаревшие и не имеющие экономического смысла барьеры. Поэтому весьма странно, что решить эти проблемы нельзя без специально принятой директивы, в которой все равно не будут поименно перечислены все лишние и вредные нормы.

К примеру, шумно разрекламированное упорядочение арендных отношений в целях защиты интересов арендаторов обернулось упущенной выгодой для другой стороны. Порой предприятия могут сдать в аренду помещения зарубежным компаниям подороже. Те не против, но повышающие коэффициенты надо согласовывать в исполкомах. А там стремятся выполнить указание о недопущении роста арендной платы — невзирая на личность арендаторов и особенности сделок. Один из директоров заметил, что подобные обстоятельства приводят не только к финансовым потерям, но и к засилью зарубежного (в основном российского) капитала. Его поддержали другие участники встречи. Многим из них кажется неправильным и обидным наделение иностранных инвесторов льготами и преференциями, недоступными отечественному бизнесу, в частности при приватизации. Не приведет ли это в ближайшем будущем к тому, что мы станем на своей земле батраками, работающими на чужого собственника, капиталы которого, нередко, весьма сомнительного происхождения?

Главная же беда в том, что после долгожданного принятия директивы № 4 по традиции уйдут еще месяцы на принятие во исполнение ее положений нормативных актов. А сколько времени потребуется, чтобы изменить отношение чиновников, зачастую воспринимающих бизнес не как основу нашего общества, а как «дойную корову», которую, как сказал Пушкин (по другому поводу) «должно резать или стричь», спрогнозировать вообще невозможно. Ведь наилучшее законодательство порой бессильно перед практикой ее применения и «телефонным правом». Об этом не раз вспоминали участники заседания, говоря об отсутствии реального равенства всех форм собственности, декларируемого ст. 13 Конституции, предвзятости судов, произволе и безответственности чиновников, запутанности нормативных актов, понять которые без дополнительных разъяснений нередко невозможно.

В ответ директорам снова обещают все исправить: разработать новый инвестиционный кодекс, усовершенствовать контрольно-проверочную деятельность, снизить налоговую нагрузку. И исправить ранее принятые нормативные акты, ошибки в которых мешают работать. Если бы еще пообещали новых ошибок не делать...

Ольга Шавела,  Леонид Фридкин


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях