Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВСЕ — ОПТОМ

Разумеется, развитие рыночных институтов невозможно без создания инфраструктуры национального рынка. Вопрос в том, где мы окажемся с нашими проектами формирования рыночных сетей. Национальных, региональных, если хотите -- поселковых...
Разумеется, развитие рыночных институтов невозможно без создания инфраструктуры национального рынка. Вопрос в том, где мы окажемся с нашими проектами формирования рыночных сетей. Национальных, региональных, если хотите -- поселковых. Опыт есть: еще во времена плановой экономики расставили наши "торговые сети". Плохо ли, хорошо, но они не только сохранились, но и "повисли" на нашей экономике. Складское хозяйство, оптовые базы, холодильники -- их и много и мало. Хватает для того, чтобы создавать проблемы, не хватает, чтобы эффективно торговать внутри страны и вне.

Министерство торговли взялось построить концепцию развития оптовой торговли. Посмотрим, что из этого может получиться.

ПРИВАТИЗАЦИЯ не разрушила торговые сети в Беларуси, а лишь перераспределила часть торговой структуры, заменив в некоторых случаях одну форму некомпетентности на другую. В отличие от соседних стран наша торговля пока остается советской и по форме, и по существу. Те, кто приезжает в Минск, удивляются и порой впадают в ностальгический восторг. Надо же -- рыночный социализм. Машина времени застряла в белорусской столице.

Приложили к этому руку мы сами. Розница и опт -- две стороны одной торговой медали. Крупные базы и холодильники предстают своего рода динозаврами торговой сферы. Челноки и мелкий бизнес продвинулись ближе к потребителю, создали собственные схемы товародвижения, наработали опыт и... остановились. Государственные оптовые торговые структуры по инерции продолжали работать как умели. Точнее, как у кого получалось.

Однако крупного оптового бизнеса создать не удалось. Ряд частных компаний, предлагающих полусотню наименований продуктов питания, не в счет. Там, где рука чиновника не ослабела, -- ситуация явно не оптимистическая. Посмотрите на финансовое состояние торговли и материально-технического снабжения. Кстати, последний институт -- феномен мутантной белорусской экономики. Эпоха МТС закончилась вместе с Госпланом СССР, мы вошли в рыночную жизнь, где живет и здравствует оптовая торговля. Но не у нас. По этой причине финансовые успехи МТС и торговли следующие (см. диаграмму).

С одной стороны, есть оправдание: все как у всех. Но если в многострадальном ЖКХ убыточны 30,5% предприятий, то в торговле в полтора раза больше, что парадоксально. Можно снимать квартиру и не платить за нее, а в магазинах и на базах вроде бы, не заплатив, не возьмешь. Платят потребители за товары в магазинах, а половина из них убыточны. Следовательно, дело в уровне хозяйствования или в экономических условиях, например наценках. Вывод прост: положение предприятий таково, что необходимы радикальные и конструктивные меры.

Отношение к развитию инфраструктуры национального потребительского рынка очень четко диагностирует наши возможности или потери в будущем. Нужна концепция, доктрина формирования торговой системы. При этом надо понимать, что сама частная инициатива даст своего рода "прото" оптимум -- объективно отразит спрос и предложение, что побуждает стимулировать эффективные рыночные торговые структуры. Но не все так просто. Возможно, несущей конструкцией национального потребительского рынка станет оптовая торговля, точнее -- сети оптовиков. Возможно, будет и по-другому. К примеру, в соседних странах активизировалось исследование рыночных сетей, такого числа разработок по этой проблеме давно не было.

По этой причине нам важно "попасть в точку", сформировать новые рыночные сетевые структуры, другие институты оптового и розничного рынка. Этим, хотя и не совсем, занялось Министерство торговли, подготовив концепцию развития оптового рынка в стране и утвердив ее 31 марта, как раз накануне 1 апреля, что уже подозрительно.

Что нового несет этот документ? Вот несколько положений концепции: "Образовавшиеся на основе бывших пищеторгов, промторгов, плодоовощных комбинатов новые, созданные на частном капитале, оптовые организации специализируются на торговле отдельными группами товаров и на широком ассортименте". Министерство фиксирует: "на частном капитале", но затем в своих рекомендациях от него же камня на камне не оставляет. Ставит целью не больше не меньше как "восстановление финансового контроля над товарооборотом". Это уже удар по частному капиталу. Если хочется ликвидировать теневой оборот, то для этого надо либо наказывать, что не поможет, либо выводить из тени, что умнее, но гораздо труднее.

Скажете: ну погорячились, министр подмахнул, кто там будет смотреть на эти тексты? Но если всего одно министерство ставит задачей восстановить финансовый контроль над товарными и денежными потоками, то это не национальный рынок, а национальный ведомственный диктат. Кстати, ни одно другое министерство не ставит перед собой такую цель, даже Минфин, хотя у него для этого шансов побольше.

Подозрение вызывает и задача "восстановить единую информационную систему оптовой торговли". Внешне вроде нормальное "озадачивание", но чего стоит тогда "коммерческая тайна"? Предложите в любой стране с сильными оптовыми конкурентами создать единую информационную сеть. Согласятся только японцы, потому что у них не принято прямо говорить "нет". Если формируем рынок, т.е. конкуренцию оптовых предприятий, о чем говорится на этой же странице концепции, то такой же конкурентной будет и информационная сеть каждого из них. Наиболее "продвинутая" будет и наиболее эффективной, прибыльной.

Впрочем, таких нонсенсов в тексте и содержании документа предостаточно. Впечатление такое, что его составители взяли учебники по организации торговли или свои конспекты 70-х годов: "программно-целевой подход в управлении", "сокращение звенности". Умиление вызывает и такой принцип, как "обеспечение защиты отечественных товаропроизводителей в сочетании с активным влиянием торговли на государственную структурно-промышленную политику". Что это такое -- структурно-промышленная политика, кто ее придумал в Минторге? Равно как и "защита производителя", активное влияние на промышленную политику? Не слишком ли увлеклись в министерстве своей "руководящей и направляющей" ролью в стране. Скажите спасибо, что Президент не читал сей документ. Уж он-то умеет реагировать на подобные опусы. Поэтому простой совет -- спрячьте ее подальше и не показывайте. Особенно иностранным инвесторам -- так напугаете, что разом все улетят.

Свои же политики увидят здесь посягательства на новую роль торговли в стране. Смотрите, какой тонкий тезис заложен: "...исходя из направлений развития белорусско-российских отношений можно полагать, что данные оптовые организации могут стать основой для формирования торгово-финансово-промышленных групп". Это что, деловое предложение российским олигархам? У них уже есть финансово-промышленные группы, осталось только присовокупить оптовую торговлю образца Минторга Республики Беларусь.

Много есть "хорошего и разного" в наших министерских документах. Говорят, работать стало тяжело. Неправда, большинство подобных разработок весело и забавно "выстраивают" нашу жизнь. Это то ли наш отчаянный, путаный ответ на растущую конкуренцию, когда нет серьезных подвижек в нас самих, то ли бюрократическая отписка на случай нагоняя сверху.

И еще один штрих. Трудно понять людей, которые, давно работая в торговле, только сейчас "представляют целесообразным" создать в отрасли службу изучения спроса населения на товары народного потребления и услуги. Если стремиться превратить Минторг в "полевого игрока" на рынке -- тогда да. Но мы не для этого финансируем из налогов правительственные институты. Правительство создает соответствующую благоприятную среду, "раскручивает" бизнес, побуждает торговлю к активным действиям, к вложениям, созданию новых рабочих мест, здоровой конкуренции и т.п.

Во всем мире маркетинговые исследования, как правило, проводятся профессиональными независимыми структурами, а их продукция покупается в том числе оптовыми и розничными торговыми предприятиями. Наши же "независимые эксперты" озабочены принятием действенных мер по реформированию оптовой торговли в целом и реструктурированию каждого субъекта хозяйствования в частности.

Вот уж хитрости: и независимые эксперты, и орган государственного управления. Хотели как лучше, а получили... Впрочем, пока ничего не случилось, есть смысл засекретить концепцию и никому не показывать. Или поменять дату ее "одобрения" на следующий день -- 1 апреля. Тогда все всё поймут и ни за что не накажут.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений