Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Энергетика
21.01.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Время жить по средствам

Постановлением от 2002-12-27г. N 1820 (рег. N 5/11745 от 8.01.2003г.) правительство утвердило дополнительные меры по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов. НАПОМНЮ, что в соответствии с принятой Совмином в начале "...

Постановлением от 2002-12-27г. N 1820 (рег. N 5/11745 от 8.01.2003г.) правительство утвердило дополнительные меры по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов.

НАПОМНЮ, что в соответствии с принятой Совмином в начале "пятилетки" Республиканской программой энергосбережения на 2001--2005гг. (рег. N 5/5038 от 2001-01-18 г.) энергоемкость ВВП в этот период ежегодно должна была сокращаться на 3,7%. Не менее чем по 130--150 тыс. тонн (в нефтяном эквиваленте) топлива, закупаемого за пределами Беларуси, предполагалось ежегодно возмещать его местными видами и за счет нетрадиционных источников энергии.

Однако прошлогодняя российская "газовая атака" кардинально изменила стратегию энергообеспечения страны. Как известно, оговоренная на межгосударственном уровне квота поставок "газпромовского" газа в Беларусь в 2002г. составляла 10,2 млрд. куб. метров по цене 24,11 USD за тысячу кубометров -- как для Смоленской или Брянской областей России. Для сравнения: Украина покупала его по 68, Литва -- 80, Германия -- по 100--110 USD/м^3. При этом нужно учесть, что добыча газа самим "Газпромом" в последнее время заметно сокращается. В истекшем году, например, ее объем составил около 512 млрд. куб. метров, тогда как во времена СССР эта цифра была в 1,5 раза больше. И естественно, как только концерн реализовал Беларуси свою квоту, он тут же наполовину уменьшил поставки: до 1 ноября 2002 г. мы получали из России ежесуточно около 40 млн. кубометров топлива, после этой даты -- 24.

Дальнейшее снижение объемов добычи "Газпрома" неизбежно будет провоцировать рост стоимости топлива. Между тем сегодня природный газ в топливно-энергетическом балансе Беларуси занимает 58%, в котельно-печном топливе -- 79%. Быть в подобной зависимости от одного поставщика и даже одного вида энергии -- значит поставить под угрозу энергетическую безопасность страны.

Поэтому откорректированная программа ставит перед республиканскими органами государственного управления, иными подчиненными правительству организациями, облисполкомами и Минским горисполкомом еще более жесткие задачи. Так, энергоемкость ВВП отныне должна ежегодно снижаться не менее чем на 4,5%, потребление ТЭР в реальном секторе экономики -- на 7%, а объемы замещения закупаемых за пределами республики энергоресурсов на их местные "аналоги" и нетрадиционные источники возрасти в 2005 г. относительно 2002 г. не менее чем на 600 тыс. т у.т., т.е. по 200 тыс. тонн в год. Общее потребление ТЭР, включая потери теплоэнергии при ее производстве и транспортировке, в 2002--2005 гг. должно быть сокращено на 20%. Соответствующие целевые программы с доведением конкретных заданий подчиненным организациям Минэнерго и Минжилкомхоз совместно с областными и Минским городским исполкомами и Комэнергоэффективности должны разработать и утвердить уже в I кв. нынешнего года. В эти же сроки республиканские органы госуправления, иные подчиненные правительству организации, областные и Минский городской исполкомы должны представить в Совмин перечни конкретных проектов по энергосбережению (с указанием ожидаемого эффекта), выполняемых в 2003--2005 гг.

Соответствующим образом должны быть откорректированы (под персональную ответственность руководителей) отраслевые и региональные программы энергосбережения, планы предприятий и организаций. Информация о результатах этой работы должна поступить в Совмин также не позднее 1 марта нынешнего года, а "модернизированные" балансы ТЭР с учетом увеличения использования местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии защищены в Комэнергоэффективности до 15 февраля.

В организациях, подведомственных министерствам образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, культуры, спорта и туризма, потребление ТЭР в нынешнем году по сравнению с ушедшим должно уменьшиться на 10%.

Для того чтобы работы по энергосбережению шли более эффективно, предусмотрено, что сэкономленные в организациях вследствие применения различных энергосберегающих технологий средства из республиканского и местных бюджетов, предназначенные для оплаты закупаемых энергоносителей, будут направляться на дальнейшее финансирование (стимулирование) этих работ -- проект положения об аккумулировании и использовании таких средств из республиканского бюджета Минфин совместно с Комэнергоэффективности уже направили в правительство. Финансирование работ по энергосбережению будет осуществляться также из специализированных инновационных фондов Минэнерго (в 2003 г. не менее 40%) и других республиканских органов госуправления и подчиненных правительству организаций (не менее 25%).

Значительное внимание в обновленной программе уделено технической стороне вопроса. В частности, отныне при проектировании тепловых сетей и систем теплоснабжения, при разработке проектно-сметной документации на их реконструкцию и капитальный ремонт обязательным становится оснащение этих объектов т.н. предварительно изолированными трубами и индивидуальными тепловыми пунктами. В двухмесячный срок предстоит пересмотреть и привести в соответствие с вышесказанным (если работы еще не начались) уже готовые проекты. Будет ужесточен контроль за соответствием сдаваемых в эксплуатацию объектов, в т.ч. реконструированных и отремонтированных, нормам термического сопротивления. Финансируемые из бюджета организации, а также центральные тепловые пункты 80-квартирных и более жилых домов до 1 ноября с.г. должны быть оснащены приборами группового учета расхода воды и теплоэнергии, системами регулирования ее подачи, после чего расчет за потребленные воду и тепло будет осуществляться "по счетчикам". Невыполнение этих требований чревато штрафом в размере от 50 до 100 базовых величин. К 1 ноября 2005г. такими приборами и системами должны быть оснащены все 20-квартирные и более дома; график производства этих работ с указанием объемов и источников их финансирования Комэнергоэффективности, Минжилкомхоз, Минэнерго, областной и Минский городской исполкомы должны представить в Совмин не позднее 1 марта с.г.

Предстоит активизировать работу по использованию для целей энергообеспечения нетрадиционных источников и местных ресурсов. Всего за три последующих года их предполагается вовлечь в оборот в объеме, эквивалентном 500 тыс. тонн у.т. -- по 170 тыс. тонн ежегодно.

К сожалению, сегодня местными ресурсами Беларусь может обеспечить себя не более чем на 15%, при этом добыча собственной нефти год от года сокращается. Компенсировать дефицит можно за счет расширения заготовки торфа. В республике его достаточно, но для этого надо, чтобы его стоимость соответствовала покупательной способности населения. Второй ресурс -- древесина. Ее ежегодный прирост, по оценкам экспертов, составляет 15--20 млн. куб. метров. Сегодня заготавливается 10--12 кубометров деловой древесины, при этом 30--40% составляют отходы в виде коры, веток и пр., которые можно использовать для целей тепло- и электроснабжения. Соответствующие поручения в обновленной программе даны Минстройархитектуры, Комлесхозу, Беллесбумпрому и Комэнергоэффективности. Не отказываются специалисты и от идеи использования в целях энергоснабжения силы ветра и биогаза.

Второе, наряду с энергосбережением, направление повышения энергоэффективности отечественной экономики -- наращивание производственных мощностей и выпуска продукции на основе потребляемых ТЭР. С этой целью программа предусматривает развитие коммунальной энергетики в городах с населением 100 тыс. человек и более на основе внедрения паровых и газовых турбин, парогазовых установок, модернизацию схем теплосетей с обеспечением удельных расходов топлива 160--180 г/кВт.ч вместо нынешних 320 г/кВт.ч., превращение основных котельных в городах и райцентрах в своеобразные мини-ТЭЦ и другие меры, способствующие выходу отечественной энергетики на запланированные программой параметры.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by