$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС, а у нас нет времени на сборы

30.12.2008

     Вспоминая уходящий год, мы невольно оцениваем успехи и неудачи, сбывшиеся прогнозы и несбывшиеся надежды. У каждого свои мысли. Предприниматели беспокоятся о своем бизнесе, бухгалтеры — о налогах и отчетности, прочие труженики — о своих рабочих местах и зарплатах. События последних месяцев показали, насколько все страны мира зависят друг от друга. И прежде всего — в экономике, не признающей более непроницаемых границ и незыблемых авторитетов. С чем же мы провожаем старый год и встречаем новый?

Рейтинг года

     Всегда интересно посмотреть, как мы выглядим в глазах мирового сообщества по сравнению с другими странами. Поэтому неудивительно, что желание занять достойное место в различных рейтингах стало для Беларуси едва ли не стратегической задачей. Правда, в 30 лучших в чем-либо мы пока не попали, но среди событий уходящего года хочется отметить рывок, совершенный нашей страной в улучшении бизнес-климата. Его признал Всемирный банк (WB) в своем исследовании «Dоing Business-2009», где Беларусь поднялась с прошлогоднего 110-го на 85-е место из 181 страны мира. При этом эксперты ВБ признали нашу страну вместе с Албанией и Кыргызстаном лидерами в темпах проведения реформ. Правда, по состоянию налоговой системы мы оказались в этом же исследовании последними, но общую радость это не омрачило — может, именно тут эксперты ВБ не так и не то считали…

     Рейтинг рейтингу рознь. Скажем, наша страна, по данным Федерального агентства по туризму РФ, занимает лишь 92-е место из 104 в списке самых популярных у российских туристов стран и регионов (между Ирландией и Шпицбергеном). Зато в печальном рейтинге 32 самых опасных для туристов стран, составленном Российским союзом туриндустрии, Беларусь, к счастью, не числится.

    К сожалению, Беларусь уже который год не представлена и в глобальном рейтинге конкурентоспособности, составляемом Всемирным экономическим форумом (WEF). Оценочными критериями являются состояние общественных институтов, инфраструктуры, макроэкономическая стабильность, показатель здоровья нации и уровень начального, высшего образования и профессиональной подготовки, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, степень развития финансового рынка, технологический уровень, объем рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Для составления этого рейтинга WEF совместно с национальными партнерами опрашивает более 12 тыс. лидеров бизнеса в 134 странах, среди которых Беларуси почему-то снова не оказалось.

    Не красит нашу страну 151-е место в ежегодном рейтинге восприятия коррупции Transparency International. Беларусь оказалась в списке из 180 стран ниже России (149-е место), Казахстана (145) и Украины (137) и лишь ненамного опередила Таджикистан (157) и Азербайджан (159-е место). Несмотря на все усилия по борьбе с этим злом, внушительный список нормативных актов, заявления высшего руководства и хронику уголовных дел, масштабы коррупции в глазах экспертов только растут — пропорционально возможностям чиновников по своему произволу разрешать и запрещать что бы то ни было.

    Такой результат, по мнению зарубежных аналитиков, неразрывно связан с уровнем свободы слова (154-е место из 173 согласно исследованию независимой организации «Репортеры без границ») и экономической свободы вообще. По этому показателю Беларусь даже не включена в рейтинг из 141 страны, составляемый американским Cato Institute. В рейтинге демократичности, составленном агентством The Economist Intelligence Unit, Беларуси отведено тоже не самое почетное 132-е место (между Анголой и Алжиром) из 167. Между тем исследования доказывают наличие тесной связи экономического развития стран и благополучия их населения с уровнем экономической свободы. И даже изобилие полезных ископаемых тут не помогает.

     Отметим также рейтинг слабости государств, составленный исследовательским центром Brookings Institution, в котором Беларусь удостоена 81-го места из 141. Исследование основывается на четырех параметрах: политической и экономической ситуации, безопасности и социальной сферы. По трем последним наши показатели достаточно высоки, особенно по сравнению со некоторыми соседями. Тем не менее эксперты отнесли Беларусь к категории «государств, требующих внимания» наряду с Россией, Кыргызстаном, Азербайджаном, Китаем, Индией, Индонезией, Намибией, Египтом, Колумбией. Впрочем, по мнению исследователей, Молдова, Казахстан, Грузия, Армения, Украина, Латвия и Литва являются «достаточно мощными и устойчивыми государствами». Что иные из них сейчас и демонстрируют…

    А потому желаем нашей стране по праву занять во всех мировых рейтингах места, которыми мы сможем гордиться, а всем белорусам — ощутить в бизнесе и в жизни преимущества, которые создаются условиями получения этих мест.

Документ года

    Тут есть из чего выбирать. За истекший год на момент сдачи последнего номера «Экономической газеты» в республике появилось 145 новых законов, из которых 31 должен вступить в силу в новом году, 3 кодекса, 24 декрета, 703 указа, 2009 постановлений Совмина, 106 — МНС, 186 — Минфина, 239 — Минэкономики. Беларусь стала участницей 27 международных соглашений. Пополняли нормативно-правовую базу по мере сил и остальные министерства и ведомства. Плоды этих усилий в той или иной степени мы уже ощутили или сможем почувствовать в новом году. Впрочем, по традиции самые интересные нормативные акты принимаются в последние дни уходящего года.

     Пока же из всего многообразия мы выбираем Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183, получившую самый большой резонанс при принятии и затронувшую деятельность большинства субъектов хозяйствования.

    Этот документ не знаменует перехода от тотального государственного регулирования и контроля цен к принятому в большинстве стран мира ценообразованию на основе соотношения спроса и предложения на рынках. А пока эксперты бизнес-союзов объясняют это чиновникам, мировой кризис заставил последних разрешить продавать продукцию по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка, как в Беларуси, так и за ее пределами.

    Поэтому желаем Инструкции № 183 скорейшей отмены, а нашим субъектам хозяйствования — обрести в Новом году право самостоятельно определять цены на свои товары и услуги — без оговорок и ограничений, но с выгодой для себя и своих покупателей.

Облом года

    Редко удается достичь успеха абсолютно во всех начинаниях. И даже замечательная идея не всегда приносит желаемые плоды. Скажем, Указом от 6.03.2008 № 145 «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций (расчетов)» была установлена подача декларации по налогу на недвижимость раз в год с исчислением этого налога ежегодно на 1-е число отчетного года и годовой ставки налога. Но МНС и Минфин несколькими письмами «уточнили» нормы Указа, потребовав от плательщиков в случае изменения стоимости основных средств в течение года (что на любом нормальном предприятии происходит постоянно) представлять в налоговые органы ежеквартально уточненные декларации.

    А затем этот креатив стал нормой ст.5 Закона «О налоге на недвижимость» в редакции, действующей с 1.01.2009 г. Но бухгалтеру-то все равно, уточненную или обычную налоговую декларацию ему ежеквартально носить в инспекцию МНС. А потому упрощения, задуманного Указом № 145, они не ощутили.

    Пожелаем же нашим законодателям в Новом году последовательности в принятии решений. Избиратели на вас надеются

PR года

    Уходящий год был богат на съезды и конференции, встречи и саммиты, семинары и «круглые столы», брифинги и выступления, заявления и опровержения. Наверняка по каждому из них организаторам, участникам и сторонним зрителям запомнится что-то важное и особенное. Мы же вспомним одно мероприятие — Белорусский инвестиционный форум в Лондоне. Конечно, презентация инвестиционных возможностей нашей страны не дала мгновенной отдачи — привлечение капитала и рост экспорта дело хлопотное. Зато белорусские предприятия и банки Беларуси впервые в таком масштабе встретились с представителями зарубежного бизнес-сообщества. И на них посмотрели, и себя показали. А для этого понадобилось пересечь всю Европу и форсировать Ла Манш. Наполеону, кстати, это так и не удалось…

    Пусть же в Новом году такие контакты станут для белорусского бизнеса хорошей традицией и принесут ощутимые плоды.

Цифра года

    Каких только показателей у нас нет. Одни нужно выполнить и перевыполнить, другие ни в коем случае не превысить. Иногда мы сами творцы своих финансовых результатов, объемов производства и реализации, цен, зарплаты и т. п., а иногда цифры сами сваливаются как снег на голову. И если перехода в «плюс» от своего сальдо внешней торговли или снисхождения от предельных индексов роста цен мы уже не ждем, то скорость изменения цены на нефть не может не изумлять. Еще в июле «черное золото» стоило более 140 USD за баррель. А в декабре, несмотря на старания ОПЕК и других экспортеров нефти, легкий Brent с трудом пытается удержаться выше 40 USD, тогда как сернистый российский Urals и вовсе не дотягивает до этой цифры, ставшей одной из главных сенсаций уходящего года. Что, впрочем, мало повлияло на ценники на белорусских заправках.

    Так почему бы не помечтать, что 2009 г. откроет эру справедливых цен, устраивающих не только нефтяных магнатов и прочих монополистов, но и остальное человечество. Ведь цена — это стоимость плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены…

Надежда года

    2008 г. стал для Беларуси годом перехода от разговоров о создании привлекательного бизнес-климата к конкретным делам. Это не случайно. Административный ресурс начал иссякать еще до того, как мировой экономический кризис вплотную подошел к нашим границам. Проверки и запреты, ограничения для индивидуальных предпринимателей и мобилизация их в юридические лица, неослабное госрегулирование цен, зарплаты, расчетов и прочее вмешательство в деятельность даже частных предприятий, не говоря уже тех, в которых имеется доля государства, сконцентрировавшего в своих руках все финансовые и материальные ресурсы, постепенно исчерпали свои возможности. Для перехода на инновационный уровень, привлечения крупных частных инвестиций экономике страны нужны иные инструменты.

    Не потому ли еще весной Указом от 4.03.2008 № 144 отменен институт «золотой акции», Декретом от 14.04.2008 № 7 был дан старт масштабной приватизации, а Указом от 3.04.2008 № 194 — выпуску корпоративных облигаций. Пошли разговоры о реанимации фондового рынка, проведении IPO, построению современной корпоративной культуры с современной системой менеджмента и защиты прав инвесторов, о реформировании административных процедур, учета и контроля. Потребность в этом с обострением глобального кризиса только усиливается. Ведь если западные страны в нынешней ситуации вынуждены идти на оказание господдержки своим компаниям, вплоть до временной их национализации, то в Беларуси в этом направлении за последние 10 лет сделали все что можно и более того. Остается попробовать меры по либерализации экономики — вдруг они помогут? Недаром же корифеи западной управленческой мысли полагают, что основа успеха в бизнесе — быть непохожим на остальных.

    Будем же надеяться, что антикризисные меры правительства будут приняты вовремя и дадут ожидаемый эффект для экономики и всех граждан. А либерализация экономики будет не очередной краткосрочной кампанией, а реальным и необратимым процессом. Вдруг понравится…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях