$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Время покупателей

23.03.2010

Мировой кризис существенно отразился на реализации арестованного судами имущества, в т.ч. залогового. Это повлияло на отношение банков к обеспечению кредитов, а также на деятельность структур, работающих с залогами различной природы. О ситуации в этой области рассказывает Павел АГЕЕНКОВ, директор ЗАО «Белреализация», специализирующегося на реализации залогового, а также возвращенного по лизинговым сделкам имущества.

— Павел Владимирович, как изменилась ситуация на рынке залогового имущества в сравнении с 2008 годом?

— Сегодня рынок насыщен и чрезвычайно сложно реализовать залоговое имущество по заявленным собственником ценам. Массовые просрочки выплат и, как следствие, значительное увеличение судебных исков привели к тому, что многие субъекты хозяйствования столкнулись с нехваткой ликвидности. Начиная с прошлого года, белорусские банки стали массово прибегать к изъятию и реализации залогового имущества. Оказалось, что ранее они не всегда внимательно оценивали, насколько ликвиден товар, принимаемый в залог. Формально все процедуры выполнялись — банки согласно Указу Президента № 615 «Об оценочной деятельности в Республики Беларусь» принимали в залог имущество, которое проходило оценку специализированными организациями. Однако финансовые учреждения зачастую не принимали во внимание степень ликвидности этого товара. В результате оказывалось, что цена залогового имущества, выставляемая оценщиками, на практике не имела ничего общего с рыночной стоимостью товара. Эта проблема появилась давно, но осознать ее в полной мере заставил мировой экономический кризис. Сейчас, когда банки из-за роста неплатежей по выданным кредитам стали массово изымать предметы залога, выяснилось, что их в большинстве своем можно реализовать только по ценам, гораздо ниже оценочных, что чревато убытками.

— Как глобальный экономический кризис сказался на работе вашего предприятия?

— Из-за насыщения рынка залогового имущества у нас увеличилось число заказов, и мы получили возможность разнообразить пакет наших услуг, чтобы удовлетворить запросы партнеров. Так, мы оказываем услуги по перегону, поддержанию в товарном и технически исправном виде техники любого вида и возраста.

В марте 2010 г. по просьбе наших клиентов — банков и лизинговых компаний мы начали заниматься профессиональной приемкой техники по качеству и техническому состоянию.

Иногда должник, зная, что имущество будет изъято, перестает должным образом следить за его техническим состоянием. Зачастую приходится сталкиваться с откровенным вандализмом: демонтажом съемных агрегатов или заменой комплектующих на старые, что существенно сказывается на стоимости и ликвидности изымаемой техники.

Порой сотрудник банка или лизинговой компании, принимающий технику от клиента, не всегда может выявить все существенные недостатки, влияющие впоследствии на цену продажи объекта. Механики ЗАО «Белреализация» гораздо тщательнее проверяют технику. В результате лизингодатель или банк «знакомится» с недостатками, которые он сам не выявил при приемке. Участие наших специалистов позволяет кредитным организациям не только минимизировать риски неликвидности товара, но и своевременно предпринять меры по компенсации причиненного ущерба. Хотя эта услуга лишь недавно появилась в нашем «портфеле», она оказалась очень востребованной.

— Какова специфика работы с залогами различной природы?

— Наиболее ликвидный товар — автотранспорт. Его сравнительно легко изъять у бывшего владельца и перевезти к новому собственнику или в реализующую организацию. Реальную стоимость автомобилей легче оценить (в Беларуси есть станции диагностики практически для всех видов автотранспорта), и на основании этих данных достаточно просто продать, если, конечно, собственник не предъявляет завышенных требований по цене. Но даже здесь возникает ряд проблем: из каких источников будут возмещаться расходы по хранению автотранспорта, поддержанию либо восстановлению его технического состояния, а также по иной предпродажной подготовке.

С другими залогами все гораздо сложнее. Например, оборудование может быть очень специфичным, уникальным для нашей страны, а то и всего постсоветского пространства. Даже если такой станок или автоматическая линия выставляются на продажу по реальной стоимости, их практически невозможно реализовать из-за отсутствия спроса. Другая проблема — особенности монтажа. Помимо повышенных требований к помещениям, где может располагаться такое залоговое имущество, его зачастую очень сложно демонтировать и транспортировать. Часто станки вмонтированы в бетонный пол, разрушив который можно принести непоправимый ущерб залоговому имуществу. Иногда станки монтируются на платформу, затем вокруг них возводятся стены и регистрируется новый объект недвижимости. Получается, что такое оборудование нельзя перевезти, не разрушив здание, а реализовать практически невозможно.

С недвижимостью не менее сложная ситуация. Опыт последних двух лет говорит о том, что динамику рыночных цен на различные ее виды предсказать невозможно. Уже очевидно, что стоимость объектов, построенных на пике цен в последний «докризисный» год, ниже существующих цен на рынке.

— Банки готовы идти на ценовые уступки в отношении залога?

— Для многих из них стало очевидно, что наступило время покупателя. Лучше получить хоть какие-то деньги за товар, понести определенные убытки при реализации, чем держать их в неликвидном, «замороженном» виде. Сейчас продавцы, которым срочно нужны оборотные средства, последовательно снижают цены, поскольку конкуренция на этом рынке очень серьезная. Поэтому на первый план выходит покупатель, способный заплатить «живые» деньги. Несколько лет назад ситуация была противоположная: обладатель ликвидного товара мог установить на него любую цену и быстро продать на своих условиях.

— Как отразился на реализации залогового автотранспорта повышенный интерес к покупке автомобилей в связи с ожидаемым повышением пошлин?

— Сейчас действительно есть всплеск интереса к легковому автотранспорту, ввезенному в Беларусь до 1.01.2010 г., как со стороны физических, так и юридических лиц. Поэтому легковые автомобили любой ценовой категории у нас практически не задерживаются. Кроме этого, с наступлением весны оживает спрос и на иные виды автотранспорта, особенно со стороны грузоперевозчиков и строительных компаний.

— Каков ваш прогноз относительно дальнейшего развития рынка залогового имущества?

— С принятием Декрета от 1.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества», который регламентирует и упрощает оценку и реализацию залогового имущества, я надеюсь, рынок оживится еще больше. Это, в свою очередь, повлечет уменьшение количества «плохих» долгов и проблемных активов и, как следствие, скажется на оздоровлении экономики государства.

Юрий КАРПИЦКИЙ, пресс-секретарь ЗАО «Белреализация»