$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Время «плохой энергетики»

15.12.2006

С 1 января следующего года импортеры нефти в нашу страну будут вынуждены платить вывозную таможенную пошлину в российский бюджет, следует из постановления правительства РФ от 8.12.2006 № 753. По состоянию на сегодняшний день это 180,7 USD за тонну.

Необходимость такого решения правительство РФ объясняет защитой экономических интересов своей страны, угроза которым возникла после расторжения Беларусью соглашения от 12 мая 1995 года между правительствами РФ и РБ о порядке распределения и зачисления в соответствующие бюджеты РФ и РБ вывозных таможенных пошлин на экспортируемую белорусскими предприятиями продукцию, изготовленную из российского сырья, следует из документа. Заметим, что формально наша страна о выходе из этого соглашения не заявляла, но, как пишут российские СМИ, невыполнение его норм там расценили как расторжение. Под невыполнением в данном случае понимается то, что Беларусь не делилась экспортными пошлинами на нефтепродукты, как это предусматривал вышеупомянутый документ. Пропорция этого деления там не называлась. Последний обсуждаемый вариант — 15% и 85% в белорусский и российский бюджет соответственно. Судя по всему, компромисс найти не удалось, если Россия пошла на такой радикальный шаг.

Уточним, что размер нефтяной пошлины — величина «плавающая». Вывозные пошлины правительство России пересчитывает раз в два месяца по определенной формуле. В основе расчета — двухмесячный мониторинг цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках. К слову, предыдущая пошлина была на 56, 9 USD выше.

Несмотря на то, что введение Россией вывозных нефтяных пошлин тема №1, никаких официальных комментариев на этот счет правительство не дает. «Может быть на следующей неделе», сообщили «ЭГ» в пресс-службе главы правительства. Правда, Интерфакс, ссылаясь на какой-то таинственный источник, «близкий к переговорному процессу», сообщил, что наша страна «в самое ближайшее время предпримет попытки убедить Россию отказаться от ввода экспортных пошлин на нефть». Этот же источник признался, что «решение правительства России… было неожиданным для белорусской стороны».

Реализация постановления правительства РФ приведет к тому, «что Беларусь уже не сможет получить никаких экспортных пошлин на нефтепродукты с учетом конъюнктуры на внешних рынках и наш бюджет не получит ничего», считает таинственный источник агентства.

О серьезности последствий пока говорят только депутаты, которые, напомним, совсем недавно приняли бюджет-2007 и уверяли широкую общественность в его реалистичности и устойчивости к внешним угрозам. Глава комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту, связи и предпринимательству нижней палаты белорусского парламента Анатолий Павлович признал, что введение пошлины на нефть, «безусловно, отразится на работе белорусской экономики, достижении прогнозных показателей, бюджетном процессе…конечно, это создаст напряжение в экономике, бюджетном финансировании социальных программ». «Это решение можно было бы в какой-то степени сгладить и нивелировать, если бы оно не отразилось на объемах поставок нефти. Но очевидно, что белорусские НПЗ столкнутся с дефицитом нефти, в первую очередь давальческой», — считает глава комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания Роман Внучко.

Независимые эксперты более резки в своих оценках возможных последствий. Говорят о существенном спаде ВВП (8-15%), девальвации белорусского рубля, резком углублении и без того отрицательного внешнеторгового сальдо (-800 млн. USD по итогам 11 месяцев), росте цен в первую очередь на нефтепродукты, а затем и на другие потребительские товары на внутреннем рынке.

Назвать цифру возможных потерь пока сложно. Они будут проявляться на разных уровнях: не досчитается бюджет — не получат прибыли нефтеперерабатывающие предприятия, зарплату — рабочие, возрастут транспортные затраты субъектов хозяйствования и граждан. В то же время оценить порядок цифр можно, применив новую пошлину к текущему моменту. По итогам 9 месяцев этого года средняя цена экспорта нефтепродуктов составила 464 USD за т, утверждает статистика. При этом страна экспортировала их 11,3 млн. т. Экспортная выручка по этой статье, таким образом, составила порядка 5,2 млрд. USD (по году она может достичь 6, 9 млрд. USD). Средняя цена импортных поставок за 9 месяцев сложилась на уровне 275 USD, а это значит, что на приобретение сырой нефти, которая пошла на переработку и потом на экспорт, мы затратили 3,1 млрд. USD (порядка 4 млрд. USD в год). В стране, таким образом, за 9 месяцев осталось чуть больше 2 млрд. USD. Речь, разумеется, не идет о том, что это наша чистая прибыль. Там и затраты на переработку, и зарплата и др. Но, как бы там ни было, они остались в стране в том или ином виде. Теперь же нам предлагают дополнительно на каждой ввозимой тонне затратить еще 180,7 USD. Здесь следует уточнить, что мы ввозим нефть не только для переработки, но и для собственных нужд. Так в январе-сентябре в страну всего было ввезено 16,3 млн. т сырой нефти. Если «накрутить» на нее таможенную пошлину в 180,3 USD, то появятся дополнительные затраты, приближающиеся к 3 млрд. USD (!). Затраты, как видим, «съедают» все доходы.

Не утешительны и прогнозы экспертов относительно перспектив давальческой переработки российской нефти, объемы которой где-то на уровне 50% от всего объема нефтепереработки. «Белорусские НПЗ могут столкнуться с необходимостью снижения стоимости услуг по давальческой переработке нефти. В противном случае нефтепереработка для давальцев станет экономически нецелесообразной и они будут осуществлять ее на территории РФ», считают специалисты научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Минэкономики Беларуси. Также они обращают внимание на то, что цена нефтепродуктов на внутреннем рынке может вырасти пропорционально повышению входной цены. Если, конечно, не будут снижены существующие ставки акцизов, доля которых в цене — 30-40%. Правда, есть основания сомневаться в том, что в свете серьезных бюджетных потерь правительство решится снизить еще и доходы по акцизам.

Переход России от угроз к конкретным шагам в вопросах поставки нефти эксперты склонны рассматривать как знак того, что и по газу уступок не будет. Еще один тому аргумент — появившееся буквально на следующий день после «нефтяного» решение правительства России о переходе на рыночные цены и в отношении перевозок экспортно-импортных грузов по железным дорогам двух стран. В соответствии с документом внутрироссийские цены сохранятся только до заключения сторонами нового соглашения. Ситуация еще больше обостряется из-за вероятного удорожания импорта электроэнергии. Ну а расчеты на то, что рост цен на газ и электроэнергию мы сможем компенсировать из созданного недавно фонда национального развития или за счет увеличения объемов экспорта весьма призрачны. Сверхприбылью, которая должна была поступать в вышеупомянутый фонд, могли похвастаться только предприятия нефтепереработки, а их продукция была основной экспортной статьей.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях