$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВРЕМЯ ПЛАНИРОВАТЬ ПОДЪЕМ

19.11.2010

В проекте Основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусмотрено повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. Таким образом, придется как-то соблюсти баланс между намерениями снизить налоговую нагрузку и собирать в государственную казну достаточно средств для выполнения социальных обязательств и помощи экономике.

В качестве основных приоритетов в проекте названы «совершенствование структуры и механизмов взимания налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран и радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах». С реализацией последней задачи пока не очень получается.

Однако Минфин и МНС, как уже сообщалось в «ЭГ», не согласны с оценкой отечественной налоговой системы в последнем исследовании «Doing Вusiness–2011», поскольку эксперты Всемирного банка использовали данные за 2009 год, хотя в 2010-м произошли существенные перемены, а в 2011 г. ожидаются еще большие. Так, специалисты Минфина отмечают, что при составлении рейтинга учитывались ныне отмененные «оборотный» налог с выручки, налог с продаж, а также ежемесячные сроки уплаты налога на прибыль и НДС, тогда как в 2010 г. он может уплачиваться поквартально, и транспортный сбор. Правда, последний сейчас существует под названием «сбор на развитие территорий», но в новом году не будет и его.

Не оценили по достоинству авторы «Doing Вusiness–2011» и внедрение в республике электронного декларирования налогов и сборов. Впрочем, это может быть и к лучшему: некоторые методы налоговиков по распространению сей прогрессивной технологии зарубежных экспертов удивили бы.

В результате в РБ, по оценке ВБ, 82 платежа налогов в год, время, необходимое для их исчисления и уплаты, — 798 часов в год, а общая ставка налоговых изъятий — 80,4%. А вот Минфин, пользуясь методикой ВБ, с учетом уже реализованных в текущем и принятых на следующий год изменений вывел, что в 2010 г. у нас остается 56 платежей налогов в год, в 2011-м останется 36, время на исчисление налогов составляет 700 часов и снизится до 600, а общая ставка налоговых изъятий — 62,7 и 60,8% соответственно.

В результате, по данным Минфина, с 2011 г. среднее отечественное предприятие будет уплачивать на постоянной основе только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально, а уровень налоговой нагрузки в 2011 г. составит 24,6% к ВВП. Тогда, с учетом всех этих изменений, по оценке Минфина, Беларусь по показателю «Налогообложение» в 2010 г. («Doing Вusiness–2012») переместится на 178-ю позицию, в 2011 г. («Doing Вusiness -2013») — на 169-ю. А если нам в придачу «зачтут» электронное декларирование, то в 2010 г. белорусская система налогообложения займет 158-е место, а в 2011 г. — 157.

Собственно говоря, это не столь уж почетные места среди 183 стран мира, хотя, разумеется, лучше, чем последнее. Но такими темпами на перемещение в первую сотню нам понадобятся десятки лет.

Кроме того, у расчетов Минфина есть один существенный изъян: в них не учтено, что другие государства в налоговом реформировании тоже на месте не сидят.

В частности, в «Doing Вusiness– 2011» Казахстан, занимавший в предыдущем исследовании по состоянию системы налогообложения самое высокое среди государств СНГ 52-е место, переместился сразу на 13 позиций вперед и оказался на 39-м месте. Эстония, занимавшая по этому показателю 38-ю строчку, поднялась на 30-ю, Литва — с 51-го на 44. Даже Венесуэла, которая отличается весьма высокой налоговой нагрузкой, переместилась с предпоследнего, 182-го места, на 178-е.

Не дремали и многие страны с развитой рыночной экономикой. К примеру, Канада с очень высокого 28-го места по состоянию налоговой системы совершила рывок сразу на 18 позиций и вошла в десятку лучших, Нидерланды — с 33-го места на 27-е. Так что даже имея весьма приличную (с точки зрения методологии ВБ) систему налогообложения, можно найти резервы для улучшения.

Сохранили свои самые высокие позиции среди стран с рыночной экономикой Дания и Великобритания, которые входят в двадцатку лучших по системе налогообложения, занимая и в прошлом, и в последнем рейтинге соответственно 13-ю и 16-ю строчки. На том же 16-м месте поместилась и швейцарская система налогообложения, поднявшись на нее с 21-го. А ведь эта страна считается чуть ли не налоговым раем! Тем не менее даже она нашла возможность кое-что усовершенствовать. Интересно, что одновременно швейцарское правительство, идя навстречу требованиям других стран, приняло меры к раскрытию информации о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов. Так что не приходится утверждать, что в рейтинге ВБ лидируют лишь оффшоры.

Получается, что даже при всех наших последних нововведениях Беларуси будет нелегко войти в первую сотню государств по состоянию налоговой системы. Можно, конечно, утешаться тем, что некоторые движутся в обратном направлении. Скажем, Россия переместилась по этому показателю со 103-го на 105-е место, а Украина осталась в числе аутсайдеров, занимая в двух последних рейтингах 181-е место. Но и у этих наших соседей в 2009–2010 гг. также были подвижки в налоговой системе и, если пересчитать их рейтинги на 2012 и 2013 годы, как это сделали наши финансисты для белорусской налоговой системы, у них есть шансы передвинуться на более высокие позиции. То есть никто не собирается нам уступать и сидеть сложа руки, чтобы мы могли продвинуться в этом рейтинге вперед.

В 2011–2015 гг. у нас планируется снизить налоговую нагрузку на прибыль и развивать электронное декларирование. Но поквартальной уплатой в мире никого не удивить. Это, конечно, лучше, чем ежемесячно, но в большинстве стран налоги уплачиваются раз в полугодие или в год. К тому же ставка налога на прибыль и НДС у нас значительно выше, чем в России и особенно в Казахстане. Да и платное электронное декларирование не украшает нашу налоговую систему. Ведь в налогах прежде всего заинтересовано государство, а потому оно и должно создать условия для их удобной уплаты, как это сделали наши партнеры по Таможенному союзу.

В заключение отметим, что, пеняя авторам исследования на несовершенство их методологии, наши чиновники упускают из виду временной фактор. Большинство стран, заботящихся об улучшении бизнес-климата вообще и налоговой системы в частности, стараются принимать законы, касающиеся этих вопросов, за 3–6 месяцев до начала очередного финансового года. Это позволяет субъектам хозяйствования загодя их изучить, подготовиться и скорректировать свои планы с учетом вводимых изменений. А заодно их успевают учесть авторы очередного Doing Вusiness. Но это уже побочный результат своевременного нормотворчества.

Валерия ГЕРАСИМОВА