$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН ПРИШЛО

18.07.2008

Инвестиционная тема была в центре внимания на заседании Республиканского клуба директоров (РКД) Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, состоявшегося 11 июля. С особым интересом его участники выслушали выступление начальника управления нормативно-методического управления Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Галины Драпезы. Она сообщила, что в соответствии с Декретом Президента от 14.04.2008 № 7 вскоре к свободному обращению могут быть допущены акции 969 ОАО. Запрет на приватизацию сохранится лишь для стратегически значимых для государства предприятий, список которых (около 150) должен быть определен постановлением Совмина.

Кстати, Декрет № 7 вступил в силу вчера. И к этому моменту правительство должно было утвердить как перечень предприятий республиканской собственности, которые планируется приватизировать в 2008-2010 годах, так и перечень АО, акции которых будут продаваться. Досужие языки уже живописали содержание постановления Совмина от 8.07.2008 № 990, которым утверждены оба перечня, называя число предприятий, график их акционирования и приватизации. Однако документ на регистрацию в НРПА так и не поступил, а затем, как сообщила БЕЛТА, был отправлен на доработку. Идет ли речь о незначительных корректировках, расширении или сужении перечней — покажет будущее. Впрочем, руководители некоторых предприятий не скрывают, что предпочли бы увидеть свои заводы скорее в списке «стратегических» субъектов, чем пускаться в опасное странствие в бурном море рынка. Тем более что новыми владельцами могут стать зарубежные собственники.

Сегодня иностранных инвесторов наперебой зазывают в Беларусь, суля им благоприятный инвестиционный климат, напоминая об отмене «золотой акции», упрощении регистрации, налоговых льготах и гарантиях. При этом мы как-то не замечаем, что все эти изменения еще не обеспечивают предпринимателям бизнес-среду более комфортную, чем в соседних странах и более отдаленных краях. Кого удивишь разрешением на продажу земли в собственность, если в мире эти сделки совершаются уже тысячи лет? В соревновании «кто прольготирует лучше всех» горячее участие принимают десятки стран. Но пока в Беларуси осторожно, с оглядкой, отпускают слишком туго затянутые гайки, другие ушли далеко вперед и продолжают двигаться дальше.

Не потому ли темпы привлечения в нашу страну иностранных инвестиций пока не достигли желаемого уровня? По словам заместителя начальника главного управления инвестиций Минэкономики Натальи Дмитрович, в I кв. 2008 г. в страну привлечено 2,1 млрд. USD иностранных инвестиций, в т.ч. 0,6 млрд. USD — прямых. Несмотря на то что объем последних в сравнении с прошлым годом увеличился в 2,4 раза, это лишь 3,2% от общей суммы. А если исключить кредиты учредителей, доля прямых инвестиций составляет всего лишь 1%, признала Н.Дмитрович.

Для предприятий частной формы собственности исключительный критерий оценки эффективности инвестиционного проекта — увеличение стоимости капитала. Для государства же — рост занятости населения и обеспечение социальных гарантий. «Тогда инвестиции — это «гуманитарная помощь» предприятию, а не стимул к повышению его эффективности», — отметил в своем выступлении советник-консультант БСПН им. Кунявского Свен-Олаф Невиак. Кроме того, целесообразность привлечения инвестиций должны определять сами предприятия, а не вышестоящие министерства и ведомства. В этом процессе субъектам хозяйствования стоит отводить более значимую роль и предоставлять большую самостоятельность, отметили участники мероприятия. Свобода необходима и для расчета эффективности инвестиционных проектов. Методика, предложенная Минэкономики, вызывает массу нареканий со стороны специалистов.

«В рекомендациях Минэкономики много теории потенциального подхода», — резюмировал С.-О.Невиак. Проведение точных экономических вычислений осложняется и другими обстоятельствами. Например, динамические методы расчета эффективности инвестиционных проектов требуют стратегического планирования, знания развития рынка, изменений денежных потоков. Для белорусских специалистов это затруднительно: нет опыта в изучении и обработке таких данных, агентств, которые занимаются прогнозированием, адаптированных к отечественным условиям методик.

На заседании РКД обсуждали различные механизмы привлечения инвестиций. По мнению некоторых участников, в стране недостаточно возможностей для использования неденежных форм, в т.ч. не только имущества, но и имущественных прав. К тому же использование последних сталкивается с нормативными ограничениями. Так, ст. 29 Закона «О хозяйственных обществах» запрещает формировать уставный фонд исключительно за счет неденежного вклада в виде имущественных прав, например права аренды. Их объем ограничивается 50% предусмотренного законодательством минимального размера уставного фонда для соответствующих формы и вида хозяйственного общества. «Получается, что такое АО, как «Пинскдрев» может вносить вклады в виде имущественных прав не более 3000 EUR», — пожаловался исполнительный директор ООО «Лидеринвест» Александр Куцев.

По его мнению, механизм использования права аренды как формы инвестиций нужно усовершенствовать и устранить неоправданные ограничения. Интересы хозяйственников в данном случае понятны. Но прежде чем исправлять законодательство, задумаемся: уставный фонд призван еще и обеспечивать обязательства общества перед кредиторами. Устроит ли их такая структура активов? Ведь налоги или проценты банку правом аренды не заплатишь.

Было также отмечено, что для эффективности инвестиционного процесса необходима не только соответствующая инфраструктура (земельные участки, дороги, коммуникации и пр.), но и главное — заинтересованность самих субъектов хозяйствования. Пока же приток иностранных инвестиций во многом сдерживается инертной позицией руководства госпредприятий, а также акционерных обществ с долей государства. Директора в большей мере рассчитывают на традиционные формы финансовой поддержки: льготные кредиты, субсидии, рассрочку и прощение долгов.

Неудивительно, что участники РКД высказывают опасения, что в случае масштабной приватизации большая часть акций достанется иностранцам, а отечественные бизнесмены останутся не у дел. Будет ли сформирован класс отечественных частных собственников, кем и как будут гарантированы и защищены их интересы? Ведь, отдавая приоритет внешним инвесторам, мы обрекаем себя на статус наемных работников. Наши дети будут в лучшем случае старшими менеджерами, но не хозяевами своего дела, сетовали некоторые участники заседания. Ведь пока Беларусь заботилась о социальной справедливости, наши соседи действительно завершили эпоху первоначального накопления капитала. Сегодня в Москве миллионеров больше, чем в Нью-Йорке, а российским миллиардерам тесно на страницах Forbеs. Мы же о своих толстосумах узнаем чаще из криминальной хроники, а о размерах их состояния судим по сумме залога при изменении меры пресечения. А миллион белорусов, владеющих акциями, которыми теперь можно свободно распорядиться, в основной массе весьма слабо представляют, как это сделать, чтобы не прогадать.

Время изменений настало. Что оно нам принесет?

Алексей РАДЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях