Резонанс
31.08.2004 8 мин на чтение
мин
Время определяться
Пока руководство нашей страны ведет трудные переговоры с потенциальными инвесторами об участии иностранного капитала в приобретении и развитии предприятий нефтехимии и нефтепереработки, передел нефтяного рынка в странах Центральной и Восточной Европы входит в завершающую стадию.Пока руководство нашей страны ведет трудные переговоры с потенциальными инвесторами об участии иностранного капитала в приобретении и развитии предприятий нефтехимии и нефтепереработки, передел нефтяного рынка в странах Центральной и Восточной Европы входит в завершающую стадию.
Последствия угрожают вытеснением продукции белорусских НПЗ с этого рынка из-за отсутствия у них четкой стратегии, подкрепленной достаточным финансированием.
Золотник не так уж мал
Довольно долго топливный рынок ЦВЕ был невелик и не привлекал внимания крупнейших западных нефтяных корпораций. Теперь ситуация изменилась: 8 стран региона вступили в Евросоюз и это создало предпосылки к формированию единого рынка нефтепродуктов. Экономики новичков ЕС демонстрируют высокие темпы. Повышение уровня благосостояния в этих странах сопровождается всплеском продаж автомобилей (на 20-40%) и потребления бензина. Эксперты полагают, что в ближайшие 10 лет "новобранцы" ЕС догонят старожилов по числу авто, а значит, потребление бензина будет расти.
Играющие тренеры
В 90-е годы в странах ЦВЕ сформировалось несколько крупных нефтеперерабатывающих компаний, которые борются сегодня за влияние и передел долей на рынке. Это австрийская OMV, венгерская MOL и польская PKN Orlen. Их конкуренты - российские: ЛУКОЙЛ и ЮКОС, купившие активы в региональной нефтепереработке и сети АЗС. Однако за минувший год стало очевидно, что россиянам по политическим причинам расширять свой бизнес в регионе все сложнее. А деятельность местных игроков - MOL и PKN направлена на отпор экспансии со стороны OMV, первой из западных компаний, пришедшей на постсоветские рынки. Рынок ЦВЕ приносит ей 21% всего дохода. В планах - занять 1/5 его часть к 2008 году. Для этого OMV намерена инвестировать в приобретенные в ЦВЕ активы до 3 млрд. USD в 2004 - 2006гг.
Восточноевропейские НК сопротивляются такому вторжению, расширяя, свой бизнес за пределы национальных границ. Им помогает политическая поддержка правительств. По мнению аналитиков, именно активность OMV побудила правительства Польши и Венгрии, владеющие крупными пакетами в MOL и PKN, начать переговоры об объединении этих нефтяных компаний в центральноевропейский концерн. Правительство Польши надеется, что в результате к 2006 году будет создана крупнейшая топливно-энергетическая компания в регионе с капитализацией около 9 млрд USD и объемом продаж около 15 млрд USD. Альянс польской и венгерской компаний обоюдовыгоден. PKN владеет крупнейшей в регионе сетью АЗС (2733 бензозаправки) и располагает значительной переработкой, но при этом всю нефть закупает в России и Норвегии. В свою очередь MOL помимо переработки занимается нефтедобычей.
Где мы?
Как видим, основные игроки, определяющие ценовую и продуктовую политики на этом рынке, располагают мощным ресурсом для развития.
В связи с этим для белорусских НПЗ - крупнейших в Европе по мощности (см. табл. на с.4) - все более актуален вопрос о том, что можно противопоставить финансовому и технологическому потенциалу конкурентов на рынке, где белорусские нефтепродукты присутствуют в найденной нише? Достаточны ли, чтобы удержаться на этом рынке, ресурсы госкредитов и собственных средств предприятий? Емкость внутреннего топливного рынка невелика: в прошлом году потребление автомобильного бензина, дизельного топлива и топочного мазута составило соответственно - 960 тыс. т, 1740 тыс. т, 1568 тыс. т. Объемы производства всех видов топлива много больше: бензинов - 2366 тыс. т (в т.ч. автомобильных - 1 895 тыс. т), дизельного топлива - 4913 тыс. т, топочного мазута - 4790 тыс. т. Экспорт также был значительным: продажи автомобильных бензинов составили 1035 тыс. т (вт.ч. на западные рынки - 888 тыс.т); дизельного топлива - 3493 тыс. т (на западные рынки - 3451 тыс. т); топочного мазута - 4063 тыс. т (на западные рынки - 4050 тыс. т).
Однако успех в реализации нефте-продуктов на развитом европейском рынке вовсе не гарантирован при отсутствии собственной сети АЗС и ограниченных возможностях приобретения нефтесырья для оптимальной загрузки мощностей. Конкуренты считаются с альянсами партнеров, но безжалостны к компаниям-одиночкам, поэтому жесткая борьба со всеми атрибутами ценовых и технологических войн - перспектива, к которой следует быть готовыми. Принимая во внимание расстановку сил, разумно ли белорусским предприятиям дистанцироваться от стратегического партнерства именно с российскими компаниями, чтобы упрочить позиции в этом регионе? Для этого ведь необязательно продаваться, важны совместные проекты присутствия как таковые, включенность в общие технологические цепочки - сырьевые и сбытовые. Рассуждая таким образом, мы обратились за комментарием к специалистам.
Отозвался на наше предложение Сергей СОЛОДОВНИКОВ, и.о. гендиректора по реализации нефтепродуктов Мозырского НПЗ:
- Неверно считать, что белорусские предприятия не имеют будущего на рынке ЦВЕ, если не станут развивать собственную сеть АЗС.
Это направление деятельности требует не только тонкой маркетинговой стратегии, но и больших капиталовложений на этом тесном рынке. Думаю, это не оправдано. Наша стратегическая цель в другом - вести переработку углеводородного сырья и оптовую реализацию нефтепродуктов на максимально выгодных условиях. Поставки на экспорт ведем исключительно на тендерной основе.
Чтобы оптимизировать финансовый результат, реконструируем завод и добиваемся высокого качества и изменения структуры выпускаемых нефтепродуктов. За последние несколько лет мы значительно увеличили выработку светлых нефтепродуктов с характеристиками, соответствующими мировым стандартам. В частности, выпускаемое дизельное топливо сегодня полностью соответствует жестким европейским требованиям.
Резерв для повышения качества бензинов имеется, поэтому мы работаем над установками алкиллирования, изомеризации и обессеривания бензинов. Введение этих объектов в эксплуатацию сделает все выпускаемые виды топлива продуктами конечного потребления. Это позитивно отразится на их цене. Заметьте, что и сейчас качество нашей продукции хорошо известно и мы неплохо смотримся на фоне конкурентов.
В проведении собственной ценовой и продуктовой политики мы, конечно, относительно самостоятельны: стратегически нужно согласовывать свои действия с вышестоящей организацией, концерном. Мешает ли это оперативно реагировать на конъюнктуру? Сегодня мы находим взаимопонимание.