$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Время делать смелые шаги

29.06.2007

Субсидировать не убыточные предприятия, а потенциально эффективные направления развития и проекты. О таком намерении государства было заявлено в ходе совещания у Президента, на котором рассматривались вопросы оказания государственной поддержки организациям реального сектора.

«Пришла пора не только отказаться от поддержания на плаву безнадежно лежащих предприятий, но и прекратить распыление государственных средств на неэффективные либо малоэффективные проекты», — поставил задачу Президент и оценил сложившуюся в стране практику оказания господдержки реального сектора.

Правительство предложило Президенту вариант реформирования системы господдержки в стране, прозвучало в ходе совещания. Подробно о нем широкой общественности пока не рассказали. Однако, судя по всему, речь не идет о том, что господдержки не будет. Просто она станет не индивидуальной, а категориальной. Деньги будут выделяться не предприятиям, а под реализацию отраслевых программ. «Надо поддерживать энергетику, нефтехимию и связь, перспективные инновационные проекты и предприятия, выполняющие социальные функции в малых городах», — предложил в ходе совещания глава НАН Михаил Мясникович.

Вице-премьер правительства Андрей Кобяков полагает, что можно поддержать реальный сектор, установив нулевую ставку таможенной пошлины на ввозимое в страну оборудование. Чтобы предприятия, которым господдержка все-таки не достанется, обанкротились не сразу, правительство предлагает изменить законодательство о банкротстве и удлинить период санации с нынешних 2,5 до 6 лет. А вдруг оно в этот период реализует какой-нибудь «прорывной» проект, полагают наши экономические стратеги.

Стратегическим направлением предполагаемого реформирования системы предоставления господдержки должна стать ориентация на эффективные и перспективные с точки зрения прибыли и рентабельности проекты. По мнению М.Мясниковича, это должно привести к изменению структуры белорусской экономики. «Самое время делать смелые шаги», — считает глава НАН.

Пока содержание реформаторских документов не известно и говорить о последствиях новой политики рано. Если правительство просто изменит траекторию денежных потоков и деньги к предприятиям станут приходить «другой дорогой», то все останется как есть. Если же речь действительно идет о «смелых» шагах и правительство вынуждено будет отказаться от поддержки неперспективных проектов, то логично предположить, что число убыточных предприятий начнет увеличиваться. Чтобы это не вызвало роста безработицы и снижения уровня жизни, правительству придется задуматься о стимулах для развития частной инициативы.

Хорошо понимая значение господдержки и возможные последствия ее прекращения, правительство пытается убедить Президента в том, что, несмотря на отдельные проблемы, выделенные средства помогли очень многим предприятиям «вылезти» из убыточности, Президент же действия экономического штаба страны раскритиковал. «Правительство за счет бюджета пытается скрыть свою неполноценность и плохую работу. Они не занимаются тем, чтобы провернуть эффективный проект, а берут бюджетные деньги и вкладывают их в нерентабельно работающее предприятие, обещая, что потом оно будет хорошим», — сказал А.Лукашенко.

«Должного» контроля за результативностью использования указанных средств нет, «не обеспечена требовательность» к руководителям», зачастую об эффективности господдержки докладывают «липовыми» отчетами, сообщил в ходе заседания глава КГК Зенон Ломать. По его словам, треть предприятий не выполняет условия, на которых предоставляется господдержка. «Система оказания государственной поддержки превратилась в бессистемный механизм прикрытия бесхозяйственности, провалов при принятии управленческих решений, непоследовательных действий правительства и отраслевых органов управления», — солидарен с ним в своих оценках и заместитель главы администрации Президента Леонид Анфимов.

Напомним, подводя итоги работы экономики в январе-марте, министр экономики Николай Зайченко сообщал, что из 6 тыс. предприятий страны, которые включены в мониторинг финансового состояния Минэкономики, задания бизнес-плана по уровню рентабельности в первом квартале выполнили только 39%. Среди валообразующих, на которые правительство возлагает особые надежды, с запланированным справились 44% организаций. Убыточные и того меньше — 13%.

Как пояснил в ходе заседания А.Лукашенко, время задуматься об эффективности пришло потому, что большинство предприятий уже «встали на ноги» и способны на равных конкурировать на мировых рынках. Это значит, что в нынешней ситуации ликвидация тех организаций, которые сами с проблемами справиться не могут, к «обвалу» в экономике не приведет, считает Президент.

Однако, говоря о причинах изменения практики субсидирования, нельзя не вспомнить внешние факторы. Напомним, что с начала этого года существенно подорожали энергоносители и изменились условия поставки нефти в нашу страну и экспорта нефтепродуктов из нее. Результатом последнего обстоятельства стало снижение рентабельности нефтепереработки с 23% до 5%. В марте между правительствами России и Беларуси подписано соглашение о развитии торгово-экономических отношений, которое требует привести практику субсидирования экономики в соответствие с правилами и требованиями ВТО. Если требования соглашения выполнены не будут, мы рискуем потерять российский рынок вообще. Действия РФ в отношении наших конфет, сахара, мясной, молочной и рыбной продукции свидетельствуют о серьезности намерений страны-соседки перейти с нами на «очень рыночные» отношения. Участники заседания на этих причинах «затягивания поясов» внимания не акцентировали, однако они постоянно присутствовали за кадром.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях