$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВРЕМЯ - ГЛАВНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ФОНДОВОГО РЫНКА

15.06.2010

От развития фондового рынка во многом зависит состояние инвестиционных процессов в нашей стране. Долгое время здесь наблюдался застой, однако сегодня идут бурные перемены. О нынешних достижениях и грядущих изменениях в этой сфере рассказывает директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов РБ Александр ГАЛЬПЕРИН.

— Сегодня подготовлен и находится на рассмотрении в правительстве проект концепции развития финансового рынка Беларуси на 2011–2015 гг., охватывающий банковский и страховой секторы, рынок ценных бумаг, лизинг, микрофинансирование, вопросы инфраструктуры. Документ будет увязан с программой социально-экономического развития страны на следующую пятилетку. Главная его идея — сделать финансовой рынок современным. Концепция предусматривает увеличение чистых активов небанковских участников финансового рынка в 10–15 раз — с 0,1% ВВП в настоящее время до 1–1,5% ВВП в 2015 г.

Также идет работа над проектом новой редакции закона «О ценных бумагах и фондовых биржах». Старая редакция, принятая в 1992 г., во многом не соответствует требованиям отечественной экономики, мировым тенденциям в развитии рынка ценных бумаг, и к тому же частично не согласуется с иными актами действующего законодательства.

Мы изучили опыт соседей, сотрудничаем с международными организациями. Так, недавно эксперты Всемирного банка и МВФ подготовили обобщенную оценку финансового сектора Беларуси. Они положительно отозвались о переменах на рынке ценных бумаг Беларуси. Кстати, одним из направлений его развития будет участие консультантов ВБ в работе над названным проектом закона.

В законопроекте будет регламентирован порядок эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг, соответствующий мировым требованиям, определена компетенция регулятора рынка в соответствии с рекомендациями ВБ, усилены меры по защите прав и интересов инвесторов, установлены правовые основы деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка.

В нынешнем году также запланировано внесение изменений в Закон «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь».

Кроме того, будет продолжено сотрудничество с экспертами ВБ для подготовки к вступлению Минфина РБ в Международную комиссию регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO), а также по внедрению международных стандартов контроля и надзора на рынке ценных бумаг.

В наших планах также разработка и принятие нормативных актов по прохождению профучастниками рынка ценных бумаг обязательного ежегодного аудита, формированию гарантийного фонда и его использованию отдельными категориями профучастников.

— Александр Леонидович, в 2009 г. количество ОАО и объем эмиссий их акций значительно увеличились. Как это повлияло на обороты вторичного рынка?

— В течение последних 10 лет всегда присутствовал дисбаланс между первичным и вторичным рынком акций ОАО. Их выпуск был значительным, а объемы операций на вторичном рынке — небольшими. Говорить сегодня о том, что вторичный рынок становится более сбалансированным, не приходится. Так, на биржевых торгах оборот вторичного рынка купли-продажи акций ОАО в 2008 г. составил 201,8 млрд. Br, а на внебиржевом рынке с ними совершено сделок на 239,9 млрд., в 2009 г. — 123,6 и 851,9 млрд. соответственно, за 5 месяцев 2010 г. — 57,1 и 34,5 млрд. При этом в 2009 г. количество акционерных обществ увеличилось на 2,2%, а общий объем эмиссий акций возрос на 23,2%, достигнув на начало текущего года 40,6 трлн. Br.

Но ведь и времени с момента отмены барьеров для развития рынка прошло немного. С 1.01.2011 г. будут полностью сняты ограничения на акции, приобретенные в процессе приватизации. Теперь среди населения проводится активная работа по информированию о покупке и продаже таких акций. Так что для активизации вторичного рынка акций ОАО нужно время.

— Не сдерживает ли развитие вторичного рынка ценных бумаг отсутствие индекса Белорусской валютно-фондовой биржи?

— В корзину индекса биржи должны входить ценные бумаги определенных эмитентов, по которым если не ежедневно, то достаточно часто должны совершаться сделки. На сегодня таких компаний нет. Можно создать индекс, включив в него до 50 предприятий. Но если ежедневно с их ценными бумагами не совершаются сделки, индекс не будет показывать динамику фондового рынка страны в целом. Сегодня увеличивается число эмитентов, ценные бумаги которых торгуются на бирже, но не ежедневно.

— Почему рыночная цена акций рассчитывается по столь малому количеству компаний? Повлияло ли на этот процесс решение увеличить срок для расчета с 30 до 90 дней?

— Думаю, что нет. Это изменение сделано с учетом практики, сложившейся не только у нас, но и у соседей. Мы видим, что зачастую идет активная покупка ценных бумаг определенного эмитента на протяжении месяца и рассчитывается рыночная цена. Затем, если в следующем месяце сделок нет, цена как бы «обнуляется». А еще через месяц может появиться цена, в 4–10 раз больше или меньше сформированной ранее.

Чтобы не было таких скачков, а также в целях противодействия манипулированию ценами на рынке и был расширен срок расчета рыночной цены с 30 до 90 дней. Важно также и то, что мы законодательно закрепили по результатам сделок, в каких режимах торгов на БВФБ рассчитываются рыночные цены и на какие из сделок ставятся ограничения по ним. Ранее это было установлено на уровне документов биржи, теперь регламентировано на уровне нормативно-правового акта.

— Насколько корректно ставить вопрос о рыночной цене акций, если сам рынок в зачаточном состоянии?

— Мы считаем, что это рыночные цены, которые сформировались по итогам биржевых торгов. Ведь берется 10 последних сделок и рассчитывается средняя цена. Последующие сделки в пределах 20-процентного коридора лимита изменения рыночной цены изменяют цену акции.

— Готов ли фондовый рынок «переварить» снятие ограничений с 1.01.2011 г. на акции, приобретенные в процессе приватизации? Можно ли ожидать в связи с этим роста портфельных инвестиций в Беларуси?

— Мораторий на акции снимался поэтапно. За первые два этапа мораторий был снят на акции 1116 ОАО — порядка 80% всех обществ, где у граждан есть мораторные акции. Это и были самые большие этапы. Теперь ограничения остались лишь на акции 20% ОАО, которые приватизировались с льготой для граждан, а также акции ЗАО, ограниченные в обращении.

Инфраструктура рынка и депозитарная система к этому готовы. БВФБ может решать любые технические вопросы совместно с профучастниками. Остальное зависит от спроса и предложения, активности граждан — владельцев акций, а также покупателей — национальных и иностранных.

Что касается портфельных инвесторов, коллективных инвестиций, то здесь проводится определенная работа. Под эгидой Минэкономики разрабатывается проект закона РБ «Об инвестиционных фондах», предусматривающий механизм их создания и функционирования. Предполагается, что такие фонды будут создаваться в виде акционерных обществ и паевых инвестфондов.

— Как вы оцениваете уровень корпоративного управления белорусских АО? В какой мере он соответствует мировым стандартам?

— Нет мировых стандартов корпоративного управления. В каждой стране есть свои законы в этой сфере, а в их развитие разрабатываются, например, кодексы или правила корпоративного поведения. На уровне государства нецелесообразно законодательно закреплять какие-то нормы корпоративного поведения на этом рынке. Но есть нормы, к которым общество должно стремиться. Поэтому и в Беларуси в развитие Закона «О хозяйственных обществах» был разработан свод правил корпоративного поведения. Он одобрен приказом Минфина и разослан в белорусские ОАО для использования в работе. Как и в большинстве стран мира, где принят такой свод правил, у нас он носит рекомендательный характер.

Мы на постоянной основе проводим работу с эмитентами ценных бумаг на предмет более полного раскрытия информации. По законодательству ОАО обязаны публиковать годовой отчет, но этого явно недостаточно для инвесторов. Сейчас готовится изменение в законодательство, предусматривающее представление в Департамент отчетности эмитента по итогам года в электронном виде для размещения на официальном сайте Минфина. Сегодня на нем частично раскрывается квартальная отчетность всех ОАО и эмитентов корпоративных облигаций.

— В 2009–2010 гг. существенно вырос объем рынка корпоративных облигаций, тогда как в мире в прошлом году здесь отмечался существенный спад. Не опасен ли такой рост необеспеченных заимствований?

— Облигации — очень прозрачный инструмент. При их выпуске установлены определенные требования. Необеспеченные корпоративные облигации могут выпускать только банки, при этом объем эмиссии не может превысить 80% нормативного капитала банка. Остальным субъектам хозяйствования для этого требуется предоставление обеспечения: залога недвижимости или ценных бумаг, банковской гарантии, поручительства или страхования ответственности за неисполнение обязательств эмитента облигаций.

Сейчас объемы по корпоративным облигациям превысили 10 трлн. Br. При этом они могут использоваться для реструктуризации задолженности по банковским кредитам. Это нормальный процесс, принятый во всем мире. У нас он к тому же контролируемый. Периодически предлагается разрешить всем выпускать необеспеченные облигации или под обеспечение движимым имуществом. Но мы считаем, что эмитент должен предоставлять только надежные гарантии при выпуске корпоративных облигаций. Если такой возможности у него нет, мы отказываем в регистрации ценных бумаг и, естественно, они на рынок не попадают.

Беседовал Николай ЗЕНЬКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях