$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВРЕМЕННАЯ МЕРА ХОЧЕТ СТАТЬ ПОСТОЯННОЙ©

16.09.2014

На прошлой неделе бизнес-союзы получили из Минфина письмо с предложением высказать свое мнение о целесообразности продления срока действия некоторых норм Указа Президента от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (далее — Указ № 361). Речь идет о закреплении в Налоговом кодексе с 1 января 2015 г. требований подп. 1.5 Указа № 361.

Члены совета РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация», рассмотрев последствия введения новых условий налогообложения для национальной экономики в целом и отечественных импортеров в частности, дали весьма резкую оценку как самому Указу, так и идее переноса норм его подп. 1.5 на следующий год.

Напомним, что подп. 1.5 Указа № 361 до конца текущего года введена отсрочка на 90 дней права на вычет «ввозного» НДС для организаций, импортирующих и реализующих товары на территории страны в неизмененном состоянии. Практически это запретительная мера для импорта.

Согласно комментариям МНС ограничение вычета по «ввозному» НДС применяется, если импортированный товар приобретен и реализуется плательщиком, осуществившим его ввоз, на территории Беларуси в неизменном состоянии, включая товары, подвергнутые фасовке (розливу) в различную тару, помолу (разрезке) для фасовки (упаковки), другим простым операциям по упаковке или переупаковке, не направленным на изменение свойств товаров.

В результате действия данной нормы белорусские компании-импортеры фактически вынуждены платить НДС дважды: на границе при ввозе товара и при уплате налогов за отчетный период. Возвратить переплаченную сумму организация сможет только через 3 месяца.

Таким образом, принятые в середине года поправки в налоговое законодательство заметно снижают финансовые возможности импортеров за счет замораживания значительной части оборотных средств на длительный срок. По сути импортеры вынуждены предоставлять бюджету беспроцентный 3-месячный кредит. Учитывая нынешнюю стоимость заимствований, это делает импорт на 30–40% дороже.

Очевидно, что после вступления в силу Указа № 361 условия ведения бизнеса для импортеров, занимающихся исключительно оптовой торговлей, существенно ухудшились. Длительная отсрочка принятия «импортного» НДС к вычету приводит к дефициту оборотных средств в сумме уплаченного при ввозе налога, которая фактически является переплатой или авансовым платежом, внесенным в бюджет для продолжения деятельности. При этом налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования увеличивается на 10–15%.

В нынешней экономической ситуации возможны следующие варианты адаптации бизнеса к изменению порядка вычета «импортного» НДС. Часть предприятий-импортеров не выдерживают дефицита оборотных средств и рассматривают возможность ликвидации или перехода на «серые» схемы поставок, благо отсутствие границ с Россией в какой-то мере позволяет это сделать. В таком случае очевиден отрицательный эффект в связи с сокращением поступлений НДС в бюджет, хотя официальный импорт уменьшится.

Те компании, которые лучше обеспечены оборотными средствами, могут позволить себе уплачивать «импортный» НДС авансом на 90 дней и будут продолжать работать на тех же условиях. В этом случае бюджет получит дополнительные поступления НДС, а официальный импорт не изменится.

Третья часть бизнеса может начать работать по полулегальным схемам, когда импорт товаров из РФ будет оформляться позднее, с подачей уточенных налоговых деклараций по «российскому» НДС и с нарушением сроков представления импортных статистических деклараций в таможенные органы. При этом административные штрафы и пени оказываются меньшим злом по сравнению с потерями от авансовой уплаты «ввозного» НДС. В данном случае бюджет не получит дополнительных поступлений и официальный импорт сохранится в прежних объемах.

Таким образом, если инициаторы Указа № 361 надеялись с его помощью ограничить потребительский импорт, то вряд ли такая цель окажется достигнутой. Еще меньше шансов, что подобные меры побудят импортеров заняться импортозамещением — особенно с учетом открывающихся возможностей по поставкам на российский рынок белорусского продовольствия, произведенного на основе импортного сырья.

Наличие в Указе № 361 нормы о применении отсрочки зачета «ввозного» НДС в случае реализации товаров плательщиком в неизменном состоянии, если не сводит на нет такой механизм, то, по крайней мере, существенно снижает ценовую конкурентоспособность отечественных производителей, и, как следствие, бюджет, согласно подсчетам экспертов БНПА, лишается возможности получения валютных средств в размере не менее 500 млн. USD в год.

Более того, с учетом ограничений по импорту продовольственных товаров, принятых РФ в отношении ряда западных стран, ожидаемый дефицит потребительского импорта, в т.ч. на белорусском рынке, при безусловном исполнении Указа № 361 объективно приведет к еще большему росту цен по целому ряду товарных групп и, несомненно, будет способствовать увеличению темпов инфляции, тогда как власти все последние годы ставят задачу по ее снижению, и пока здесь больших успехов, к сожалению, достичь не удалось.

А еще Указ № 361 продолжил «хорошую» белорусскую традицию корректировки законодательства в середине года без обсуждения с деловым сообществом. При этом успешно забыты требования подп. 9.2 Директивы № 4, согласно которому при принятии нормативных документов, существенно изменяющих условия ведения предпринимательской деятельности, дата вступления в силу нормативных документов должна устанавливаться исходя из разумных сроков на адаптацию бизнеса, но, как правило, не ранее чем через 3 месяца.

Понятно, что меры, предусмотренные Указом № 361, вызваны тяжелой экономической ситуацией, обусловленной в т.ч. и ростом дефицита внешней торговли. Похоже, что именно в импорте государство видит основную угрозу экономической стабильности. Отчасти это верно, за исключением одного уточнения.

Сальдо внешней торговли — индикатор, характеризующий состояние экономики, но его наличие и динамика имеют более глубокие корни. Попытки любыми способами сократить импорт дают лишь временное облегчение, но не избавляют от основных причин возникновения проблемы.

В то же время резкое изменение правил хозяйствования в Беларуси явно не укрепит отношения с зарубежными производителями товаров. Особенно после попытки чиновников пролоббировать указ о специмпортерах. А Указом № 361 удар нанесен не только по финансам, но и по репутации отечественных компаний. При этом «крайним» оказывается весь белорусский бизнес — отказаться от товара, с которого придется платить двойной НДС, невозможно, поскольку сроки и объемы поставок для дилеров оговорены с производителями еще в прошлом году. Переиграть правила в середине года — значит сделать первый шаг для разрыва дилерских отношений, выстаиваемых годами.

Единственным утешением для бизнес-сообщества являлся тот факт, что отсрочка зачета НДС не вводилась задним числом и действует только до конца текущего года. Хотя это вряд ли поможет многим субъектам хозяйствования, которые уплачивают НДС раз в квартал: для них ближайшая выплата будет уже в октябре. Это значит, что рассчитывать на возврат средств такие импортеры смогут только в январе следующего года.

Но самое плохое в этой ситуации то, что есть реальные основания полагать — нормы Указа № 361 могут быть перенесены в новую редакцию Налогового кодекса, которая вступит в силу с 1 января 2015 г. Ведь борьба с импортом — постоянная проблема для белорусской экономики. Поэтому власти вряд ли откажутся от столь «креативного» способа, как ограничение прав импортеров на вычет «ввозного» НДС.

Последние события, судя по письму Минфина, свидетельствуют о том, что для ожидания столь печального развития событий у бизнес-сообщества есть веские основания.

Александра АРТЕМОВА