Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вполне уместное равенство

С наступлением отопительного сезона резко возрос всеобщий интерес к работе жилищно-коммунального хозяйства страны...
С наступлением отопительного сезона резко возрос всеобщий интерес к работе жилищно-коммунального хозяйства страны. Главное, чего хотелось бы, -- безаварийной работы его предприятий, тепла в квартирах и офисах и не очень "кусачих" тарифов. Между тем сама отрасль переживает далеко не лучшие времена и нуждается в серьезной, прежде всего, финансовой "подпитке".

В отличие от других отраслей количество и качество жилищно-коммунальных работ и услуг не может быть сокращено ниже определенного минимума, поскольку за этим последует ухудшение условий жизни большинства населения. С другой стороны, даже этот минимум требует значительных материальных, в первую очередь топливно-энергетических и природных ресурсов.

До начала 90-х годов прошлого века, когда большая часть жилищного фонда страны находилась в собственности государства, тарифы на ЖКУ были практически одинаковыми для регионов и неизменными на протяжении значительного периода времени. Реформирование экономики, переход большей части жилищного фонда в частную собственность изменили ситуацию. В настоящее время услуги граждане должны оплачивать в соответствии с фактическим потреблением в натуральном выражении и установленными тарифами (ст.65 ЖК), а также затратами на техническое обслуживание жилых домов (ст.51).

На протяжении ряда последних лет удельный вес начисленных по действующим тарифам платежей населения за основные ЖКУ (техническое обслуживание жилья, центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация) в общей сумме затрат на их производство в целом по стране (табл.1) был сравнительно невысок, а с 1996 по 1999гг. даже снижался вследствие "замораживания" тарифов для населения в целях сдерживания инфляционных процессов.

ТАБЛИЦА 1
===================================================================
Годы                 1995  1996  1997  1998  1999  2000  2001  2002
Отношение начисленных
платежей населения
за основные ЖКУ к сумме
затрат на их
производство, %     26,2  34,0  24,4  22,8  16,3  17,2  21,4  30,4
Удельный вес платежей
за ЖКУ в бюджете
средней семьи,
%                    4,7   5,6   4,8   3,6   2,0   3,0   4,8   7,1
Число семей,
получавших безналичные
жилищные субсидии в
среднем за один
месяц года, тыс.    58,0  31,2  28,3   7,4   2,2   1,4   2,6   5,6
============================================================

 С начала 2000г., после введения в практику обязательной ежемесячной индексации тарифов, уровень возмещения населением затрат на производство ЖКУ стабилизировался, а с 2001г. начал последовательно расти, что связано с реформированием ЖКХ, предполагающим поэтапное приближение тарифов на услуги для населения к их себестоимости. Этот процесс происходит в соответствии с разработанной Минэкономики Концепцией ликвидации перекрестного субсидирования производства ЖКУ. Документ предусматривает поэтапное доведение к концу 2004г тарифов для населения до уровня, обеспечивающего возмещение 80% затрат на производство указанных услуг. В текущем году должны возместиться 40%, в 2003г. -- 60% затрат. Во многих (хотя и не в большинстве) организациях отрасли 80-процентные тарифы полностью возместят текущие затраты, в других -- от 50 до 70%. Это обстоятельство потребует усилить децентрализованное начало в формировании тарифов на ЖКУ для населения, придать больше самостоятельности местным исполнительным и распорядительным органам.

При достижении 80-процентного уровня тарифов весьма важно оценить допустимую долю жилищно-коммунальных платежей в семейном бюджете. К примеру, за последние 12 месяцев она в бюджете средней семьи из 3 человек возросла с 4,8 до 7,1%, или в 1,48 раза, среднемесячное количество семей, получающих безналичные жилищные субсидии -- в 2,15 раза (табл. 1). Это говорит об опережающем росте числа претендентов на субсидии по сравнению с увеличением удельных расходов семей на оплату ЖКУ.

В соответствии с действующим законодательством семья вправе претендовать на субсидию в том случае, когда сумма всех жилищно-коммунальных платежей по установленным нормам превышает 15% ее совокупного дохода.

Хотя данный порядок действует с августа 1995г., фактически обратившихся и получивших субсидии семей пока немного. Однако в отопительном периоде 2002--2003гг. их количество может существенно возрасти. По опыту отдельных регионов России допустимым (т.е. не приводящим к лавинообразному росту числа субсидируемых семей) можно считать 10-процентный удельный вес жилищно-коммунальных платежей в бюджете средней семьи.

В Беларуси тарифы на ЖКУ для населения повышаются только после принятия соответствующих мер по его социальной защите. Механизм безналичных жилищных субсидий при этом выполняет функцию резервного инструмента, применение которого должно носить в основном временный характер.

Таким образом, поскольку в ближайшей перспективе мы не достигнем, а лишь приблизимся к ситуации, когда каждый собственник или наниматель жилого помещения будет оплачивать фактически потребленный объем ЖКУ в соответствии с затратами на их производство, еще достаточно длительный период времени размер жилищно-коммунальных платежей будет определяться не только экономическими, но и социальными факторами.

В первую очередь это касается предоставления льгот и безналичных жилищных субсидий по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, а также капитального ремонта жилищного фонда и объектов коммунального назначения. Но даже тогда, когда растущие денежные доходы населения позволят свести размеры государственной помощи к минимуму, останутся проблемы неравномерности уровней себестоимости единицы ЖКУ по различным населенным пунктам страны, а также несоответствия фактических затрат и качества услуг, оказанных конкретному потребителю.

К примеру, средняя по отрасли себестоимость подачи потребителям одного кубометра воды в I кв. 2002г. составляла 178,7 руб., минимальная (в г. Минске) -- 133,4 руб., максимальная (в Могилевской области) -- 238,3 руб. По отдельным населенным пунктам различие еще большее. Так, в Бобруйске себестоимость услуги водоснабжения равна 149 руб. за один кубометр, а в расположенном рядом Глуске -- 432. В Бешенковичах 159,5 руб., в Шарковщине -- 548,2. Различия вызваны высотой подъема воды, уровнем ее загрязнения, общим количеством потребляемой в данном населенном пункте за определенный период воды, наличием просроченной задолженности по оплате электроэнергии и т.д. Но ведь качество водоснабжения во всех этих населенных пунктах примерно одинаково, а поэтому граждане вправе рассчитывать на одинаковый уровень тарифа.

Для того чтобы обеспечить такое равенство, в каждой области, на наш взгляд, должен существовать официально утверждаемый максимум тарифа на каждый вид коммунальной услуги. В соответствии с ним, а также с фактическим уровнем себестоимости услуг средства местных бюджетов должны направляться жилищно-коммунальным организациям (ЖКО) на возмещение разницы между фактической себестоимостью и максимальным уровнем тарифа. В свою очередь, объективно низкая себестоимость коммунальной услуги в той или иной жилищно-коммунальной организации позволит местным исполнительным и распорядительным органам либо снижать в данном населенном пункте тариф для населения относительно его установленного уровня по региону, либо изымать в бюджет "излишние" доходы ЖКО.