Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Факты, комментарии
18.07.2014 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВПЕРЕДИ - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РОСТ©

Проект Концепции прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 г. и важнейших параметров до 2017 г., подготовленный НИЭИ Минэкономики, ставит целью сохранение социальной и обеспечение финансово-экономической стабильности. При этом в условиях ограниченности внешнего и внутреннего рынков главными векторами роста экономики должны стать снижение издержек и рост производительности труда, повышение результативности модернизации и создания новых производств. Впрочем, добиваться этого придется при минимуме инвестиций, так что темпы роста будут весьма скромными.

 

Проект Концепции прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 г. и важнейших параметров до 2017 г., подготовленный НИЭИ Минэкономики, ставит целью сохранение социальной и обеспечение финансово-экономической стабильности. При этом в условиях ограниченности внешнего и внутреннего рынков главными векторами роста экономики должны стать снижение издержек и рост производительности труда, повышение результативности модернизации и создания новых производств. Впрочем, добиваться этого придется при минимуме инвестиций, так что темпы роста будут весьма скромными.

Вероятно, главным «ноу-хау» концепции следует считать тезис о том, что не более 65% прироста реального ВВП будет обеспечено за счет факторов внутреннего спроса. Такое соотношение, по мнению разработчиков, соответствует пропорциям, согласно которым достижение внешней сбалансированности экономики может быть достигнуто в случае, если на каждый процент прироста внешнего спроса приходится не более 1,2% прироста абсорбции. Доля сферы услуг в структуре ВВП возрастет с 43,1% в 2014 г. до 43,6% в 2015 г.

Решать задачи развития экономики в 2015 г. в концепции предлагается по двум направлениям. Первое — тактического характера — включает проведение жесткой макроэкономической и денежно-кредитной политики, ориентированной на снижение инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты, распределение финансовых потоков на преимущественно рыночных условиях, рост доходов населения темпами, не превышающими темпы роста ВВП, продолжение политики ликвидации ценовой разбалансированности, наращивание экспорта и снижение импортоемкости, повышение эффективности инвестиций, уточнение перечня и уровня социальных стандартов. Второе направление — стратегическое — включает структурную трансформацию экономики в направлении роста высокодоходных отраслей — сферы услуг и производств, имеющих высокую наукоемкость и низкую импортоемкость, а также институциональные структурные преобразования, направленные на переход к государственному индикативному планированию, активизацию приватизации, развитие малого и среднего предпринимательства и конкуренции.

Тем не менее результаты будут во многом зависеть от внешних условий. Мировой ВВП по разным оценкам вырастет в 2015 г. на 3,3–3,9%, российский — на 1–2,3%. На фоне низкого роста экономик стран — основных торговых партнеров динамика белорусского ВВП тоже не ожидается слишком высокой. Зарубежные эксперты оценивают ее сейчас в 0,9–2,5%, но если плановый рост на 3,3% в т.г. будет достигнут, то затем в 2015 г. ВВП увеличится на 2,4–2,8%, в 2016-м — на 2,8–3,2%, а в 2017-м — на 3,2–3,6%.

МЕЖДУ тем динамика мировых цен на основные биржевые товары (нефть и удобрения) будет демонстрировать тенденцию к снижению, за исключением цен на отдельные виды продукции сельского и лесного хозяйства, а также некоторые виды металлов. Сохранится сложившаяся в последние годы динамика относительно высоких цен на мясо и молоко. Зато Россия снижает экспортные цены на природный газ, поставляемый в Беларусь, — с изначально планируемых в 2015 г. 195 USD до 164 USD за тыс. м3 с последующим незначительным повышением до 170 USD в 2017 г., что создает предпосылки для положительной макроэкономической динамики. Есть надежда на поставку в республику сырой нефти в объемах, обеспечивающих необходимый уровень загрузки НПЗ (23 млн. т). При этом в 2016–2017 гг. предусматривается увеличить объем перерабатываемой нефти до 24 млн. т при незначительном (на 5%) повышении цен на импортируемую нефть до 380 USD/т. Согласно прогнозу МЭР РФ цены на нефть Urals в 2014 г. снизятся до 104 USD за баррель, в 2015–2017 гг. составят около 100 USD. Авторы концепции надеются на последовательное увеличение объемов поставок нефтепродуктов (c 13,8 млн. т в текущем году до 14,2 млн. т в 2015-м и до 15 млн. т в 2016–2017 гг.) и экспортных цен на них с 750 USD/т до 780 USD. По калийным удобрениям планируется рост объемов с 4,5 до 4,8 млн. т и цен с 500 до 608 USD/т.

К сожалению, в т. г. придется смириться с ухудшением показателей внешней торговли. В 2015-м экспорт товаров и услуг увеличится на 2,5%, в 2016-м — на 4,5%, а в 2017-м — на 4%. Планируется приток валютных поступлений за поставки энергетических товаров в объеме 11,9 млрд. USD , в т.ч. за сырую нефть — 1,1 млрд. USD (снижение на 150,8 млн. по сравнению с 2014 г.), за нефтепродукты — 10,5 млрд. USD (увеличение на 158 млн. USD).

Экспорт калийных удобрений позволит получить около 2,5 млрд. USD . По остальным товарным позициям стоимостной объем экспорта должен быть не менее 22,8 млрд. USD (102,1% к уровню 2014 г.). Это, помимо прочего, будет обеспечено за счет роста поставок продовольствия и продукции машиностроения, в т.ч. легковых автомобилей (поступления от которых могут увеличиться на 140 млн. USD). Однако кардинальных изменений в географической структуре экспорта не ожидается. Основными торговыми партнерами останутся Россия (около 43% экспортных поставок), ЕС (30%). При этом уже в 2015 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами окажется положительным (24,8 млн. USD), а за 3 года выйдет на уровень 0,5 млрд.

Прогнозируется, что в т.г. средневзвешенный обменный курс составит 10 200 USD/Br, а средняя ставка рефинансирования — 20–21%, в 2015-м — 11 350 USD/Br и 15–16%, в 2016-м — 12 400 и 12–13%, а в 2017-м — 13 250 USD/Br и 10–11% соответственно. Должен быть обеспечен режим гибкого курсообразования на основе спроса и предложения иностранной валюты при минимальном непосредственном участии Нацбанка. Одним из условий достижения этого результата станет плавная девальвация национальной валюты, ориентированная на стабильность реального курса к российскому рублю (номинального курса, скорректированного на индекс цен производителей промышленной продукции в двух странах). При этом в Беларуси инфляция составит в нынешнем году 17,3%, в следующем — 12%, в 2016-м — 10%, а в 2017-м – 8%.

Реальная зарплата вырастет на 5,3%, а реальные располагаемые денежные доходы населения — на 4,8%, в следующем — на 4,5 и 4%, в 2016-м — на 6,6 и 4,5%, в 2017-м — на 8,5 и 4,8%. При этом номинальная зарплата по республике должна достичь в текущем году 626 USD, в следующие 4 года — 763 USD, в т.ч. в бюджетном секторе — от 460 до 606 USD. При этом рост реальной зарплаты должен быть жестко увязан с ростом производительности труда в сочетании со связыванием «избыточных» доходов населения за счет уменьшения перекрестного субсидирования в ЖКХ, развитием системы жилищных сбережений, рынка ценных бумаг, включая «народное» IPO высоколиквидных предприятий, привлечения средств населения во вклады.

Постепенно должны исчезнуть существующие в экономике ценовые диспропорции, повыситься уровень возмещения обоснованных затрат при жесткой увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите. Одновременно будут ужесточены требования к кредитополучателям, вдвое снизится доля кредитов, предоставляемых на нерыночной основе, при одновременном сокращении практики предоставления гарантий государственных органов в качестве обеспечения по кредитам белорусских банков. Запланирован переход к оказанию государственной поддержки в рамках только госпрограмм и исключительно на конкурсной основе с координацией этой деятельности через Банк Развития. Господдержку в виде возмещения (компенсации) процентов по кредитам банков предлагается сохранить в объеме 2014 г. в пределах 10 трлн. Br. Ресурсы, высвобождаемые за счет прогнозируемого снижения ставки рефинансирования (около 2 трлн. Br), будут направлены на оказание господдержки для реализации новых инвестпроектов. При этом предполагается, что инвестиции в основной капитал после снижения в т.г. на 3,9% вырастут в 2015 г. всего на 1%, в 2016 г. — на 1,3, а в 2017 г. — на 1,6%.

Для развития экономики в 2015 г. потребуются инвестиции в основной капитал в объеме 268 трлн. Br, что составит 29,8% от ВВП. Среди источников финансирования намечено постепенное снижение доли консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций до 15,6%, тогда как собственные средства организаций составят 39,8%, кредиты банков (без кредитов иностранных банков) — 22,8%, средства населения — 9%. Объем привлекаемых иностранных инвестиций планируется в размере 2,1 млрд. USD , в т.ч. средств иностранных инвесторов — 1 млрд. USD . Кроме того, около 1,2 млрд. USD предполагается привлечь в рамках иностранных кредитных линий. В целом объем инвестиций в основной капитал за счет внешних источников достигнет около 3,3 млрд. USD , или 14% от общего объема. Согласно концепции поступление ПИИ в экономику страны будет происходить через привлечение к сотрудничеству в создание холдингов транснациональных корпораций, совместных предприятий, участие зарубежных инвесторов в приватизации. Приоритетными областями взаимодействия с зарубежным капиталом объявлены те сферы экономической деятельности, в которых государство не решило вопросы коренной модернизации и существует необходимость их встраивания в мировые цепочки добавленной стоимости (например, холдинги станкостроения, приборостроения, автокомпонентов и т.п.). Одновременно будет проводиться работа по поиску и открытию новых кредитных линий. Что привлечет зарубежный капитал именно в указанные сферы, в концепции не уточняется.

Необходимыми условиями реализации прогноза являются выполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга в 2015 г. в объеме 4 млрд. USD , в т.ч. погашение и обслуживание внешнего долга — 3 млрд. USD и внутреннего — 1 млрд. USD. Требуется поддержание уровня золотовалютных резервов за счет привлечения 1,7 млрд. USD прямых иностранных инвестиций, в т.ч. за счет реинвестированных доходов — 0,9 млрд. USD, а также рефинансирование внешнего госдолга (1,5 млрд. USD , в т.ч. за счет размещения облигаций на внутреннем рынке — 500 млн. USD и 1,5 млрд. USD межгосударственных кредитов), а также сохранение в бюджете Беларуси 1,5 млрд. USD вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. Остается надеяться, что инвесторы не подведут, а власти РФ не передумают с пошлинами.

Кирилл ПРУДНИКОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений