Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
12.08.2016 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Возврат товаров в бухучете

На практике иногда возникают ситуации, когда покупатель возвращает товар продавцу. Подобные действия должны совершаться в рамках законодательства, а соответствующие хозяйственные операции необходимо надлежащим образом отразить в бухучете.

В соответствии с п. 1 ст. 439 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При этом в законодательстве не предусмотрено право покупателя на немотивированный возврат товара надлежащего качества и возврат уплаченных за него денег. Продавец не обязан принять купленный вами товар надлежащего качества и вернуть деньги только потому, что покупатель передумал его приобретать.

Возврат товаров, поставленных в рамках договора купли-продажи (поставки), в соответствии с законодательством возможен в следующих случаях:

расторжения или изменения договора купли-продажи по соглашению сторон (п. 1 ст. 420 ГК). При этом согласно п. 4 ст. 423 ГК стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения или изменения договора, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон. Таким образом, договор может быть расторгнут или изменен, если обязательства одной из сторон не исполнены;

ненадлежащего исполнения обязательств по поставке товара продавцом. В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору (п. 2 ст. 445 ГК). При этом покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о качестве товара в срок, предусмотренный законодательством или договором, а если такой срок не установлен – в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 453 ГК). Кроме того, возврат товара предусмотрен при нарушении условий договора об ассортименте (ст. 438 ГК), комплектности (ст. 450 ГК), о таре (упаковке) (ст. 452 ГК);

ненадлежащего исполнения обязательств покупателем (п. 3 ст. 458 ГК). Если он, получив товар, не исполняет обязанность по оплате в установленный договором срок, продавец вправе потребовать оплаты переданного товара или его возврата;

сохранения права собственности на переданный товар за продавцом до его оплаты или наступления иных обстоятельств (ст. 461 ГК). В случаях, когда в срок, предусмотренный договором, переданный товар не будет оплачен или не наступят иные обстоятельства, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар, если иное не предусмотрено договором.

В названных случаях товары могут быть возвращены продавцу без согласования сторонами в договоре купли-продажи (поставки) условий возврата.

Также товары могут быть возвращены, если в договоре купли-продажи (поставки) стороны предусмотрят условие о возврате поставщику товара надлежащего качества, например в случае, если товар не пользуется покупательским спросом (ч. 3 ст. 2, ст. 476 ГК). Порядок и условия таких возвратов определяются договором.

Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества особо оговорены в ст. 20 Закона от 9.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З). Так, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

– замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

– соразмерного уменьшения покупной цены товара;

– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

– возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Потребитель также вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков. Перечень таких технически сложных товаров утвержден постановлением Совмина от 14.06.2002 № 778 (далее – постановление № 778).

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-­продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено – на момент вынесения судом решения (п. 3 ст. 20, п. 4 ст. 27 Закона № 90-З). При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери товарного вида и т.п.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 15 Закона № 90-З продавец (поставщик) вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РБ или договором. При этом изготовитель или поставщик, реализовавший товар продавцу (поставщику), освобождаются от ответственности, если докажут, что недостатки товара возникли по причинам, возникшим после передачи товара продавцу (поставщику).

Также согласно ст. 28 Закона № 90-З потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержден постановлением № 778. Пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не под­лежат.

При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно, а если это невозможно – то не позднее 7 дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара на день его реализации потребителю.

Как правило, продавец в бухучете признает выручку сразу после отгрузки товара. В соответствии с п. 17 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), выручка от реализации продукции, товаров признается в бухучете при соблюдении следующих условий:

– покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию, товары;

– сумма выручки может быть определена;

– организацией предполагается получение экономических выгод в результате совершения хозяйственной операции;

– расходы, которые произведены или будут произведены при совершении хозяйственной операции, могут быть определены.

Исходя из перечисленных условий, специфики осуществляемой деятельности, условий заключенных договоров организация определяет дату признания выручки от реализации продукции, товаров. Организация вправе определить в качестве даты признания выручки дату, по состоянию на которую соблюдены условия о возможности определения суммы выручки и расходов, а также наличия экономических выгод, и которая не может быть позднее даты передачи покупателю рисков и выгод, связанных с правом собственности на продукцию, товары. Порядок определения даты признания выручки закрепляется в учетной политике организации.

При этом в бухучете делаются записи (особенности учета в розничной торговле здесь и далее не рассматриваются):

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» – отражена сумма признанной выручки от реализации товаров;

Д-т сч. 90, субсчет 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» – К-т сч. 41 «Товары» субсчет 41-1 «Товары на складах» – списана фактическая себестоимость реализованного товара;

Д-т сч. 90, субсчет 90-2 – К-т сч. 68-2 – начислен НДС по реализации товаров.

Если покупателем выявлено несоответствие качества товара, то можно считать, что продавец не исполнил обязательства перед покупателем в рамках заключенного договора. Возврат товара ненадлежащего качества позволяет считать товар не реализованным. Поэтому при возврате товара в бухгалтерском учете продавца необходимо произвести корректировку ранее признанной выручки, а также относящейся к ней дебиторской задолженности и себестоимости реализованных товаров. Обычно такая корректировка делается сторнировочными записями по тем же счетам, на которых ранее были отражены операции по реализации возвращенного товара (п. 4 Инструкции № 50):

Д-т сч. 62 – К-т сч. 90-1 «Сторно»;

Д-т сч. 90-4 – К-т сч. 41-1 –  «Сторно».

Д-т сч. 90-2 – К-т сч. 68-2 «Сторно» – скорректирована сумма НДС по реализации товаров

Основанием для проведения таких записей служат претензионное письмо, акт возврата некачественного товара, CMR-накладная, товарная или товарно-транспортная накладная ТН-2 и ТТН-1, бухгалтерская справка-расчет.

Если стоимость реализованного товара выражена в иностранной валюте, а продавец еще не получил от покупателя оплату, то сумма выручки и относящаяся к ней дебиторская задолженность отражаются в бухгалтерском учете в белорусских рублях по официальному курсу на дату отгрузки товара со склада (п. 4 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. постановлением Минфина от 29.10.2014 № 69). Соответственно, при возврате сторнировочные записи производятся с отрицательными числами в стоимостной оценке на момент отгрузки товара. Изменение курса иностранной валюты на дату возврата товара при этом не учитывается.

Согласно п. 11 ст. 103 НК в случае возврата покупателем продавцу товаров у продавцов на сумму оборота по реализации этих товаров уменьшаются (увеличиваются) обороты по реализации того отчетного периода, в котором произведен возврат товаров. У покупателей в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка налоговых вычетов.

Таким образом, при возврате поставщику недоброкачественного товара сумма НДС по нему, принятая к вычету, должна быть отсторнирована и предъявлена к возмещению поставщику.

На оборот по возврату некачественного товара продавцу у покупателя электронный счет-фактура (ЭСЧФ) не создается, поскольку возврат не отражается в налоговой декларации (расчете), не возникает объект налогообложения НДС.

В то же время в случае возврата товара продавец должен создать и выставить покупателю исправленный ЭСЧФ с нулевыми значениями налоговой базы и суммы НДС. При этом в исправленном ЭСЧФ делается ссылка на исходный ЭСЧФ (п. 10 ст. 1061 НК). При частичном возврате покупателем продавцу товаров выставляется (направляется) дополнительный ЭСЧФ (п.11 ст. 1061 НК), в котором на сумму возврата отрицательными значениями уменьшается налоговая база и сумма НДС по ранее выставленному ЭСЧФ.

Кроме того, при возврате покупателем продавцу товаров у продавца подлежит корректировке выручка и (или) соответствующие ей затраты, учитываемые при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором имел место возврат товаров (ч. 1 п. 7 ст. 127 НК).

Если организация-продавец применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то при возврате товаров в том же году, в котором была учтена выручка, у нее соразмерно уменьшается выручка в том от­четном периоде, в котором произведен возврат (ч. 12 п. 2 ст. 288 НК).

Если возврат (отказ) или уменьшение стоимости объектов произведены в одном календарном году, а выручка от их реализации была учтена в предшествующем календарном году, то в том отчетном периоде, в котором произведен возврат, уменьшается сумма налога при УСН на сумму налога, исчисленную исходя из стоимости возвращенного товара, включенной в налоговую базу (абз. 2 ч. 2 п. 3 ст. 290 НК). В обоих случаях изменения вносятся в декларацию по налогу при УСН за последний отчетный период того календарного года, в котором при исчислении налоговой базы налога при УСН учтена выручка от реализации указанных объектов (абз. 3 ч. 2 п. 3 ст. 290 НК).

Отдел бухгалтерского учета «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений