$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ВОЗВРАЩЕНИЕ К СТАРОЙ ИДЕЕ

11.02.2011

В Беларуси обсуждается возможность создания в сфере бытовых услуг ремесленной палаты, а также реестра ремесленной деятельности, в который будут включаться все работающие в данной области субъекты хозяйствования и индивидуальные предприниматели, сообщил на пресс-конференции генеральный директор Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Минторга Анатолий МАРЧЕНКО. Такие шаги, по его мнению, позволят проводить мониторинг количества и качества оказываемых бытовых услуг.

Подготовленная программа развития отрасли на 2011– 2015 гг. направлена, во-первых, на развитие предприятий бытового обслуживания по принципу «шаговой доступности». Особенно актуальна задача для столицы, где не хватает социальной инфраструктуры в новых микрорайонах. Так, в Каменной горке пока нет ни одного предприятия бытового обслуживания.

Во-вторых, предусматривается дифференциация видов услуг в зависимости от уровня доходов граждан. Например, для состоятельных людей собираются предлагать услуги по уборке квартир, аренде автомобилей, уход за домашними животными, обслуживание современной аудиовидеоаппаратуры и компьютеров, заказы через Интернет. Заметим, что за рубежом, в т.ч. в России, эти задачи уже решены без вмешательства государства: были бы спрос и желание заработать.

У нас все иначе. Программа предполагает дальнейшее развитие бытуслуг на селе, для чего планируется выделить 83 млрд. Br. Но А.Марченко посетовал, что предприниматели идут туда неохотно.

Напомним, что Совмин при подготовке аналогичной отраслевой Программы на 2006–2010 гг. поставил задачу привлечь частный бизнес к оказанию услуг на селе (в городах частник уже давно доминирует). Почему же эти надежды не оправдались? По словам А.Марченко, «бытовое обслуживание сельского населения — это не совсем бизнес». В регионах, где действует 1865 комплексных приемных пунктов, а средняя удаленность деревень от райцентра — 20–40 км, выездное обслуживание требует дополнительных затрат и порой убыточно. Не помогают и льготы, предусмотренные Указом от 7.12.2000 № 659, — они покрывают чуть более половины убытков.

Развитию отрасли мешает теневой бизнес, особенно в сфере автосервиса и ремонта жилья. Как подчеркнул А.Марченко, отсутствие контроля, вызванное отменой лицензирования, не позволяет точно определить емкость рынка тех или иных услуг, хотя Белбыт и пытается это делать.

Еще одна проблема — низкая зарплата в отрасли. По итогам 2010 г. она достигла 900 тыс. Br, а в некоторых предприятиях, особенно районных — чуть более 600 тыс. Естественно, возникает кадровая проблема. Для улучшения ситуации необходимо повысить эффективность работы. Так, в прошлом году химчистки вышли на рентабельность в 4–5%, парикмахерские — 5–7%, некоторые другие виды услуг оказались еще менее доходными.

Каким образом Белбыт собирается включиться в выполнение поставленной на текущую пятилетку задачи по увеличению удельного веса услуг в ВВП до 50%? Не планируется ли создание в отрасли саморегулируемых организаций, берущих на себя в т.ч. некоторые регулирующие функции? Отвечая на эти вопросы обозревателя «ЭГ», А.Марченко отметил, что «услуги не требуют такой большой материально-технической базы, как производство, но все это должно быть организовано и зарегистрировано, чтобы субъект хозяйствования нес ответственность за качество и платил налоги в бюджет». Чтобы решить вышеперечисленные проблемы, рассматривается возможность создания ремесленной палаты и реестра субъектов, оказывающих бытовые услуги. По мнению руководителя объединения, это поможет получить достоверную статистику и на ее основе улучшить прогнозирование и качество принимаемых решений.

Напомним, что 7 лет назад в правительстве и парламенте обсуждался разработанный по инициативе Белбыта проект закона «О ремесленной деятельности», предусматривающий в т.ч. учреждение названных структур. В документе ставилась задача структурировать виды деятельности и обеспечить участие их представителей в принятии решений по вопросам, касающимся условий ведения бизнеса. Эксперты бизнес-союзов подвергли законопроект критике, поскольку он, по их мнению, предлагал заменить лицензирование бытуслуг не менее жестким госрегулированием. До рассмотрения документа в Палате представителей дело не дошло.

Но, к примеру, в России во многих регионах активно действуют ремесленные палаты, в состав которых входят профессиональные гильдии парикмахеров, рестораторов, проектировщиков и т.д. Но главная задача таких общественных некоммерческих организаций — помощь малому бизнесу и защита его интересов. Впрочем, у нас есть более давние традиции — опыт магдебургского права, некогда распространенного во многих городах Беларуси, как и в большинстве европейских стран.

Анна МОРОЗ