Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Возвращение к наличным

В ноябре у многих граждан Беларуси, получающих деньги из-за границы почтовым или банковским переводом от нерезидентов, возникли проблемы: оказалось, что присланные средства необходимо регистрировать как иностранную помощь в Департаменте по гуманитарн...
В ноябре у многих граждан Беларуси, получающих деньги из-за границы почтовым или банковским переводом от нерезидентов, возникли проблемы: оказалось, что присланные средства необходимо регистрировать как иностранную помощь в Департаменте по гуманитарной деятельности администрации Президента РБ. 

Формально все началось с появления Инструкции о порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента РБ от 30 июня 2004 года № 7. Она была разработана в соответствии с Декретом Президента РБ № 24 от 28 ноября 2003 г. "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи", в котором как раз и установлено, что средства, безвозмездно передаваемые нерезидентами гражданам РБ, являются гуманитарной помощью и подлежат регистрации. Впрочем, подобная норма содержалась и в Декрете Президента РБ от 12 марта 2001г. № 8 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования  иностранной   безвозмездной   помощи. 

Декретами установлено, что разработка порядка регистрации, а также определение видов помощи, подлежащих регистрации, находится в компетенции Управления делами Президента РБ. Трудно сказать, почему до 2004 г. на почтовые и банковские переводы гражданам РБ от нерезидентов Управление не обращало внимания.

Введение правил регистрации помощи для физических лиц произошло незаметно и оказалось сюрпризом как для людей, получающих деньги, так и для банков и налоговых инспекций, контролирующих этот процесс. В начале ноября налоговые инспекции начали требовать регистрации денег, полученных от нерезидентов из-за границы, и только 22 ноября было распространено разъяснение директора Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ Александра Коляды, который пролил некоторый свет на происходящие события. 

К подлежащей регистрации помощи согласно декретам № 24 и № 8 отнесены денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары, безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам РБ иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями. К помощи относятся и беспроцентные займы. 

Таким образом, к гуманитарной помощи не относятся средства, отправляемые из-за границы гражданами Беларуси, а также заработная плата, стипендии, премии и тому подобные доходы, получаемые из-за рубежа. Их не надо регистрировать и отчитываться потом о характере расходов, то есть упомянутая Инструкция к ним непосредственно не относится. Однако проблемы возникнуть могут, так как эти доходы необходимо как-то отличить от безвозмездной помощи. По мнению Александра Коляды, подтверждение характера получаемых из-за границы денежных средств возлагается на их получателя. 

Если следовать такой логике, абсолютно всем людям, что-либо получающим из-за границы, может понадобиться доказывать, что получаемые средства - не безвозмездная помощь. К примеру, переслать в Беларусь и представить некие дополнительные справки. Кстати, это касается не только заработанных денег, премий, стипендий и т.д., но и получения денег от граждан РБ, находящихся за границей, ведь под них, в принципе, могут замаскироваться и нерезиденты... 

Если налоговые инспекции последуют мнению Александра Коляды в отношении подтверждения характера получаемых денежных средств, чего пока не произошло, то процесс получения гражданами РБ любых средств из-за рубежа, а не только гуманитарной помощи, может значительно усложниться. Какие найти доказательства того, что деньги не являются помощью, пока неизвестно, так как нормативных актов на этот счет у нас не существует.

Кроме того,  есть  и  другая проблема: даже если список подтверждающих доказательств и будет определен, то где гарантии, что он завтра не изменится, о чем получателей денег просто позабудут предупредить, как это произошло в случае с новым порядком регистрации иностранной помощи? 

В результате нововведений почтовые и банковские переводы гуманитарной помощи из-за границы в значительной степени лишатся преимуществ перед передачей наличных и вообще станут довольно рискованным делом. Поэтому нетрудно предвидеть, что гражданам Беларуси в случае, если новый порядок в отношении переводов от нерезидентов не будет скорректирован, придется вернуться к старому способу получения средств из-за рубежа - наличными из рук в руки через знакомых или при личной встрече.

В целом это приведет к сокращению валютных переводов в нашу страну и снижению налоговых поступлений. Уменьшатся доходы почты и банков. Будет увеличена только численность Департамента по гуманитарной деятельности при администрации Президента, да и то ненадолго, потому что когда нововведение в отношении получения средств из-за рубежа дойдет до каждого жителя Беларуси, все перейдут на расчеты наличными.

Впрочем, надо отметить, что привезенные в Беларусь наличные средства, попадающие под определение иностранной помощи, также следует регистрировать со всеми вытекающими из этого последствиями, а доходы надо декларировать. Но, пожалуй, вряд ли стоит ожидать, что многие люди будут это делать. 

Государство может полностью потерять информацию, которая сейчас имеется у налоговых инспекций о том, кто и сколько получает денег из-за границы. Введение нового порядка регистрации иностранной помощи, получаемой физическими лицами от нерезидентов, приведет к результату, прямо противоположному тому, которого от него ожидали разработчики Инструкции. Помощь не выйдет на поверхность, а наоборот уйдет в тень, прихватив с собой солидную часть и других финансовых операций, совершаемых гражданами РБ.

Порядок получения и использования помощи: в течение 5 банковских дней после получения иностранной безвозмездной помощи (перевода денежных средств или ввоза наличных на территорию РБ), гражданин Беларуси обязан внести деньги на благотворительный счет, открытый на его имя в любом белорусском банке. Нарушение данного положения влечет наложение на физическое лицо штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин. 

Затем он обязан лично или по почте предоставить в Департамент по гуманитарной деятельности ряд документов: заявление о регистрации, документ, подтверждающий внесение иностранной безвозмездной помощи на благотворительный счет в банке РБ, план целевого использования помощи, копию паспорта. Могут потребоваться и другие документы. 

В принципе, деньги можно использовать на что угодно, за исключением случаев, указанных в декрет № 24 (на изменение конституционного строя, захвата власти, демонстраций, забастовок и тому подобную деятельность). Собственно, в целях предотвращения случаев подобного применения помощи и введена ее регистрация. 

Департамент регистрирует иностранную безвозмездную помощь и выдает или высылает по почте удостоверение о регистрации. Только тогда, когда такое удостоверение получено, деньги можно потратить на цели, которые определены в плане целевого использования. 

Использование помощи до получения удостоверения запрещается. При нарушении данного положения на физических лиц налагается штраф в размере от 50 до 100 базовых величин. 

Запрещено и использование средств не по назначению. За нецелевое использование средств получатели помощи могут быть наказаны штрафом от 20 до 200 базовых величин с конфискацией помощи. 

Когда платить налоги не надо? Регистрация помощи не освобождает от уплаты подоходного налога, что не требуется делать только в случаях, установленных декретом президента № 24. 

Освобождение предоставляется, если помощь направляется на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение научных исследований, разработок, обучения, для реализации научно-исследовательских программ, содействия охране, а также восстановления, создания историко-культурных ценностей, развития природоохранных заповедников, оказания медицинской помощи, социальной помощи малообеспеченным и социально не защищенным гражданам и на иные цели, определяемые Управлением делами президента Беларуси по согласованию с главой государства. 

Несколько непонятной выглядит ситуация с близкими родственниками, не являющимися гражданами РБ и не проживающими постоянно на ее территории. С одной стороны, переданные ими средства белорусским родственникам, как будто, не подлежат налогообложению в соответствие с законом РБ от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII "О подоходном налоге с физических лиц". Однако в соответствие с декретом № 24 эта сумма должна регистрироваться как гуманитарная помощь и облагаться подоходным налогом, а тот, кто это не сделает, является нарушителем со всеми вытекающими из этого последствиями. 

В декабре 2004 года Национальный банк направил в банки специальное письмо, в котором рекомендовал информировать физических лиц - резидентов при выплате им денежных средств, поступивших из-за границы, о необходимости регистрации иностранной безвозмездной помощи. Банкам было предложено разместить на информационных стендах в своих структурных подразделениях, обслуживающих частные переводы, тексты декрета от 28 ноября 2003 г. № 24 и инструкции от 30 июня 2004 года № 7.