$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДИРЕКТИВЕ № 3

21.01.2011

В 2011 г. вопросам энергосбережения в реальном секторе будет уделяться повышенное внимание, сообщили на семинаре в БелТПП представители Департамента по энергоэффективности Госстандарта. Надзорные инстанции обещают жестко контролировать соблюдение субъектами хозяйствования требований Директивы Президента от 14.06.2007 № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства».

Нарастание проблем в национальной энергетике требует более быстрых темпов замещения импортируемых ТЭР, «съедающих» гигантский объем валютных средств. Снижение отрицательного внешнеторгового сальдо напрямую связано с более эффективным использованием энергоресурсов, что способствует сокращению их ввоза. Проводя курс экономии и бережливости, государство, разумеется, рассчитывает на укрепление своей безопасности.

Пока воплощение в жизнь этого курса оставляет желать лучшего. Энергоемкость продукции белорусских предприятий все еще значительно выше, чем за рубежом. По данным Белстата, энергоемкость ВВП в республике снизилась в прошлом году по сравнению с 2009-м лишь на 1,1% при запланированных 8–9%. Поэтому правительство требует ужесточить подходы к использованию дорогостоящих энергоресурсов. Контролирующие органы получили указание усилить борьбу с формализмом хозяйственников, которые, игнорируя требования Директивы № 3, транжирят тепловую и электрическую энергию.

По мнению государства, Директива № 3 достаточно четко ориентирует субъектов хозяйствования, собственником которых полностью или частично является государство, на экономию энергии. Способствовать этому должно создание в организациях постоянно действующих комиссий по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов. Они призваны заниматься выработкой предложений по техническому переоснащению и модернизации производства на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, повышению эффективности научно-технической и инновационной деятельности, обеспечению стимулирования экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. Заседания комиссии должны проводиться не реже 1 раза в квартал. Однако проверки показали, что протоколов об этих заседаниях зачастую нет, что наводит на мысль, что комиссии по сути не функционируют.

Кроме того, согласно Директиве № 3 на предприятиях должны быть внештатные инспекторы по надзору за эффективным использованием ресурсов, включая ТЭР, чья деятельность регламентируется специально разработанным положением. Согласно типовому положению, утв. постановлением Совмина от 30.07.2007 № 972 «О некоторых мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3», внештатный инспектор назначается (освобождается) руководителем предприятия из числа специалистов инженерно-технических и (или) планово-экономических служб, имеющих высшее образование. Директором определяется и количество таких инспекторов. Они должны быть введены в комиссию по ресурсам и наделены правом участия в проверках по контролю за их экономией и рациональным использованием в организации и ее структурных подразделениях. Внештатный инспектор по результатам проверки готовит предложения об устранении выявленных недостатков и вносит их на рассмотрение комиссии и руководителя организации. За добросовестное выполнение обязанностей внештатный инспектор может быть поощрен в соответствии с законодательством.

Однако проверки показывают, что такие инспекторы во многих организациях если и есть, то сугубо формально. Их работа не имеет документального подтверждения в виде служебных записок и докладных. Да и в протоколах заседаний комиссий мало заметен вклад этих лиц в дело экономии и рационального использования ресурсов. Важным направлением реализации организационных требований Директивы № 3 является наличие раздела об энергосбережении в бизнес-планах субъектов хозяйствования. В данном разделе в обязательном порядке следует отразить плановые показатели по энергосбережению на последующий год и меры, которые организация намечает осуществить для их достижения. Данные меры, в свою очередь, должны содержать сроки окупаемости от внедрения тех или иных мероприятий, объемы условной экономии ТЭР.

В Директиве № 3 особое место уделяется стимулированию экономии и рационального использования ресурсов. В частности, организациям необходимо разработать и внедрить механизмы поощрения наиболее отличившихся на этом поприще работников в зависимости от вклада в процесс экономии на основе постановления Совмина от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов» и рекомендаций, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты и Госкомстандарта от 29.10.2007 № 132/54. В ходе проверок система поощрения подвергается строгому анализу, чтобы воспрепятствовать разбазариванию финансовых средств за «липовые» результаты.

Проверяют контролеры и наличие на предприятии информационных и агитационных материалов, направленных на экономию и рациональное использование ресурсов. По их мнению, плакаты, памятки, брошюры должны побуждать трудовые коллективы выпускать конкурентоспособную продукцию, затрачивая на это минимум энергии.

Иван МИХАЛЕВИЧ