Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

МИНЭКОНОМИКИ: Деятельность без нового бланка лицензии не является безлицензионной
МИНЭКОНОМИКИ: Деятельность без нового бланка лицензии не является безлицензионной

В "Национальной экономической газете" довольно часто вижу информацию о том, что к субъектам предпринимательской деятельности, которые не успели своевременно заменить бланк лицензии при проведении перерегистрации, контролирующими органами применяются экономические санкции как за безлицензионную деятельность. А в таких случаях, как известно, санкции очень жестки: взыскивается вся выручка, полученная за время осуществления лицензируемого вида деятельности без нового бланка и налагается штраф в размере полученной выручки. Такая ответственность предусмотрена п.6 ст.9 Закона от 20.12.91г. "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

Депутатскую группу "Содействие экономическому развитию", членом которой состою, заинтересовала эта проблема, так как если то огромное число санкций, установленных в отношении субъектов предпринимательской деятельности и их должностных лиц, применять, что называется, направо и налево, подобно казаку, размахивающему шашкой при каждом удобном случае, то это не будет способствовать укреплению законности в нашем государстве и развитию предпринимательской активности. Ведь не секрет, что предпринимательство во многом сдерживается страхом людей перед не всегда адекватным наказанием за ошибки, допущенные часто по незнанию. Понятно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, однако, по нашему мнению, мера наказания для предпринимателя должна иметь такую разбежку, при которой можно было бы учитывать такие важные обстоятельства для наложения взыскания, как умысел на совершение противоправного действия или неосторожность. И уж совсем некрасиво, когда мера экономической ответственности применяется за нарушение, которое при всем внешнем сходстве, к этому виду наказания не имеет никакого отношения.

Мной был направлен запрос в правительство, суть которого сводилась к следующему.

Согласно пункту 9-1 Временного положения о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991г. N 386, в случае внесения изменений в учредительные документы юридического лица или выдачи нового свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в связи с изменениями законодательства и образующегося несоответствия указанным изменениям текста лицензии юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны в 20-дневный срок со дня государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы юридического лица или выдачи нового свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя подать органу, выдавшему лицензию, заявление о внесении изменений в лицензию. До получения новой лицензии юридическое лицо осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии обращения с заявлением о внесении изменений в установленный срок.

Получается, что если субъект предпринимательской деятельности не успел подать в 20-дневный срок заявление о замене бланка, то ему нельзя заниматься тем видом деятельности, для осуществления которого получена данная лицензия. В некоторых постановлениях правительства установлен еще более короткий срок для подачи такого заявления -- 10 дней. Так вот на практике контролирующие органы, а вслед за ними и суды, стали трактовать пункт 9-1 указанного Временного положения так: раз написано, что нельзя осуществлять лицензируемый вид деятельности, не подав своевременно заявления о замене бланка лицензии, значит такая деятельность является безлицензионной и все полученные доходы за время отсутствия нового бланка лицензии взыскиваются в бюджет. Наш вопрос сводился к следующему: а действительно ли имеются в данном случае основания для признания такой деятельности безлицензионной и для применения мер экономической ответственности к субъекту предпринимательской деятельности.

Наш запрос был направлен правительством в Министерство экономики, из которого за подписью заместителя министра мы получили ответ (исх. N 21-01-01/2172 от 2.04.2003г.), в котором сказано, что в данном случае деятельность субъекта предпринимательской деятельности не относится к безлицензионной, поскольку этот субъект имеет лицензию и лицензирующим органом не было принято решение о ее отмене. Таким образом, говорится в письме Министерства экономики, в рассматриваемом случае нельзя вести речь и об экономической ответственности лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в нарушение пункта 9-1 Положения.

Хотелось бы обратить внимание работников всех контролирующих органов на официальное мнение компетентного государственного органа по данной проблеме. Полагаю, что оно достаточно обоснованно и полностью соответствует законодательству. Надеюсь, что при разрешении проблем, подобных рассмотренной в этой статье, будет превалировать государственный подход, выражающийся прежде всего в строгом и точном применении норм законодательства.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений