Возмещение проезда в зарубежной командировке и налог на прибыль
Сотрудник во время пребывания в служебной командировке в Китае воспользовался услугами транспорта: маршрутного автомобильного – при проезде из аэропорта и в аэропорт, для поездок в пункте командирования и железнодорожного – при перемещении по территории страны для решения служебных вопросов.
Переведенное специалистом на русский язык содержание проездных документов свидетельствует о том, что в первом случае проезд осуществлялся в такси, во втором – в вагоне бизнес-класса. Вместе с тем по описанию командированного работника автомобильный транспорт представлял собой аналог маршрутного такси-автобуса, а места в железнодорожном вагоне – сидячие (мягкие кресла).
Как поступить с возмещением таких командировочных расходов и отнесением их стоимости в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?
Рассмотренные в вопросе случаи различаются. В первом случае целесообразно оценить точность перевода документа и исходить из норм белорусского транспортного законодательства. Второй случай в большей степени подходит под нормы Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115).
Рассмотрим оба случая.
1. Согласно п. 11 Инструкции № 115 командированному работнику возмещаются, в частности, расходы по проезду на вокзал, в аэропорт, на пристань, а также с вокзала, аэропорта или пристани на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) либо в пассажирских поездах или вагонах во внутригосударственном сообщении к месту отправления, назначения и пересадок, если они находятся за пределами населенного пункта (кроме случаев, если работнику предоставляются бесплатные средства перемещения). При этом в соответствии с п. 12 Инструкции № 115 транспортные расходы в пределах пункта командирования оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат.
Таким образом, при нахождении в зарубежной командировке расходы по проезду автомобильным транспортом подлежат возмещению, если:
– такой транспорт не относится к категории такси;
– проезд осуществляется в связи с доставкой из мест прибытия или в место убытия;
– перемещение не осуществляется в пределах пункта командирования.
Полагаем, что при отнесении автомобильного транспорта для перевозки пассажиров к определенной категории следует руководствоваться белорусским законодательством в сфере транспортной деятельности. Применительно к рассматриваемому случаю в соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З) организация и выполнение автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси, а также ее оплата производятся в соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров и иными актами законодательства. Требования к автомобилям-такси установлены, в частности, п. 15 Правил автомобильных перевозок, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 972, исходя из которого в качестве автомобилей-такси для выполнения перевозок пассажиров должны применяться легковые автомобили, имеющие в т.ч.: число пассажирских мест для сидения не менее 3, но не более 6; таксометр; соответствующие отличительные знаки согласно требованиям технических нормативных правовых актов. Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов (ч. 8 п. 4 Закона № 278-З).
Эти требования нельзя прямо «переложить» на перевозки пассажиров в КНР, однако если с учетом уточненного перевода текста квитанции будет очевидно, что перевозка осуществлялась не автомобилем-такси, а маршрутным рейсом и она связана с доставкой из аэропорта (в аэропорт), то оплата такого проезда подлежит возмещению в составе командировочных расходов, а расходы – отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.
2. В подп. 11.1.1 п. 11 Инструкции № 115 определено, что стоимость проезда по железной дороге в странах Азии, Африки и Южной Америки возмещается всем работникам по тарифу 1-го класса. Вместе с тем в белорусском законодательстве при перевозке железнодорожным транспортом понятия «бизнес-класс» (в проездном документе, представленном командированным работником) и «1-й класс» используются в различных контекстах.
Так, исходя из подп. 11.1.1 п. 11 Инструкции № 115 1-й класс – это вагоны «СВ». На основании п. 45 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, утв. постановлением Совмина от 17.07.2015 № 609 (далее – Правила № 609), пассажиры перевозятся в поездах с пассажирскими вагонами локомотивной тяги, в частности, следующего типа: вагон с местами для лежания с 2-местными купе (спальный вагон или СВ) – оборудован изолированными от коридора купе с двумя полками для лежания, столиком.
В то же время согласно п. 47 Правил № 609 пассажиры перевозятся в поездах межрегиональных и региональных линий бизнес-класса с моторными вагонами следующих классов: вагон 3-го класса – оборудован жесткими и мягкими диванами или креслами для сидения и проходом вдоль салона; вагон 2-го класса – оборудован креслами соответствующего класса и проходом вдоль салона; вагон 1-го класса – оборудован креслами соответствующего класса, проходом вдоль салона и столиком.
Таким образом, исходя из условий проезда даже без учета пояснения работника (мягкие сидячие места) комфортность места вряд ли превысит условия проезда 1-м классом по белорусскому законодательству и возмещение стоимости проезда в Китае на поезде в бизнес-классе и, соответственно, отнесение расходов по проезду на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, обоснованны.