$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

Возмещение полученных льгот и преференций: как инвестору получить освобождение?

09.08.2016

В прошлом номере «ЭГ» мы писали, что постановлением Совмина от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее – постановление № 563) определены новые условия заключения инвестиционных договоров. Там же мы говорили о том, что данный документ, несмотря на свое название, направлен скорее на создание условий для применения на практике Декрета Президента от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 8), чем на реализацию Декрета Президента от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).

Напомним, что предыдущая статья была посвящена анализу утвержденных постановлением № 563:

– Положения о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

– Положения о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.

Но, кроме этого, постановлением № 563 утверждены:

– Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

– Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

– Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее – Положение).

С нашей точки зрения, наибольший интерес представляет именно порядок имплементации новелл Декрета № 8 в части возможности освобождения от возмещения сумм льгот и (или) преференций, уплаты неустойки (штрафа, пени).

Заявление как основание

В соответствии с п. 5 Положения для того, чтобы попросить освобождение от возмещения, отсрочку или рассрочку, необходимо обратиться с заявлением в течение 20 рабочих дней с даты направления соответствующим государственным органом, исполкомом инвестору письменного требования о возмещении сумм льгот и (или) преференций, уплате неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором. При этом к заявлению прилагаются:

– документы, характеризующие степень готовности объекта, предусмотренного инвестиционным договором;

– сведения об объеме и характеристике выполненных работ в рамках реализации инвестиционного проекта;

– документы, подтверждающие объем вложенных инвестиций;

– информация и документы, подтверждающие выполнение иных условий инвестиционного договора;

– перечень использованных инвестором (инвесторами) и (или) организацией льгот и (или) преференций, предоставленных в связи с заключением инвестиционного договора, с указанием их сумм в разрезе каждой из льгот и (или) преференций с разбивкой по годам;

– иные документы (по усмотрению инвестора (инвесторов) и (или) организации), обосновывающие необходимость освобождения инвестора (инвесторов) и (или) организации от возмещения (предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения) Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций и (или) освобождения инвестора (инвесторов) и (или) организации от уплаты (предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты) неустойки (штрафа, пени) (п. 6 Положения). Очевидно, что сведения, содержащиеся в таких документах, будут являться основой для принятия решения. В то же время процесс принятия решения, а также критерии для его принятия в законодательстве не предусмотрены, что означает возможность и необходимость индивидуального подхода к каждому проекту.

Нужно учитывать, что вопросы освобождения от мер ответственности в виде неустойки или ее рассрочки решаются, по общему правилу, органом, исполкомом, заключившим инвестиционный договор от имени Республики Беларусь, а вопрос с рассрочкой или освобождение от возмещения преференции и льгот – Правительством по согласованию с Президентом (см. п. 7 Декрета № 10 с учетом изменений, внесенных Декретом № 8). Это означает, что положительное решение по льготам и преференциям будет прерогативой скорее отдельных знаковых проектов, чем стандартной процедурой.

В соответствии с п. 2 Положения возмещение Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, уплата неустойки (штрафа, пени) осуществляются инвестором (инвесторами) и (или) организацией в случае прекращения инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору, и при наступлении одного из следующих обстоятельств:

– инвестор не обратился в порядке и сроки, установленные Положением, с заявлением о полном или частичном освобождении от возмещения (предоставлении рассрочки (отсрочки) возмещения) Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций и (или) об освобождении от уплаты (предоставлении рассрочки (отсрочки) уплаты) неустойки (штрафа, пени);

– инвестор обратился в установленном порядке и сроки с заявлением, но по результатам рассмотрения такого заявления не были приняты положительные решения.

Сбор информации

Интерес представляет порядок получения соответствующим госорганом, исполкомом информации о фактическом размере льгот, которыми воспользовался инвестор. Так, в соответствии с п. 3 Положения для получения информации о суммах льгот и (или) преференций, подлежащих возмещению Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам, госорган, исполком, принявшие решение о прекращении (расторжении) инвестиционного договора, в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о прекращении (расторжении) инвестиционного договора обращаются с соответствующим запросом:

– в территориальный орган Минприроды – в отношении льготы (преференции), указанной в абз. 3 ч. 1 подп. 3.1 п. 3 Декрета № 10;

– в землеустроительную службу местного исполнительного и распорядительного органа, принявшего решение о предоставлении земельного участка, – в отношении льгот (преференций), указанных в абз. 2 и 3 (в части арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности) подп. 3.2 п. 3 Декрета № 10;

– в налоговые органы по месту постановки инвестора (инвесторов) и (или) организации на учет – в отношении льгот, указанных в абз. 3 (в части земельного налога за земельные участки, находящиеся в государственной или частной собственности) и 5 п. 3.2 п. 3 Декрета № 10, а также в отношении льгот (преференций), предоставленных инвестору (инвесторам) и (или) организации инвестиционным договором, не установленных Декретом № 10, иными актами законодательства, по налогам (сборам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы. При этом в таком запросе указываются дата прекращения инвестиционного договора, основание прекращения инвестиционного договора, а также сведения о факте неисполнения либо ненадлежащего исполнения инвестором (инвесторами) своих обязательств по инвестиционному договору;

– в организацию по землеустройству, имеющую в соответствии с законодательством право оформлять материалы предварительного согласования места размещения земельных участков и расположенную на соответствующей территории, – в отношении льгот (преференций), указанных в абз. 4 подп. 3.2 п. 3 Декрета № 10;

– в Департамент по гражданству и миграции МВД – в отношении льготы (преференции), указанной в подп. 4.1 п. 4 Декрета № 10 (в части разрешений на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы);

– в подразделение по гражданству и миграции управления внутренних дел (главного управления внутренних дел) исполкома – в отношении льготы (преференции), указанной в подп. 4.1 п. 4 Декрета № 10 (в части специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси);

– в иные госорганы, организации в соответствии с их компетенцией – в отношении льгот (преференций), предоставленных инвестору (инвесторам) и (или) организации инвестиционным договором, не установленных Декретом № 10, иными актами законодательства, за исключением льгот и (или) преференций по налогам (сборам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

Информация по перечисленным запросам должна быть направлена в госорган, исполком не позднее 10 рабочих дней с даты их получения.

Порядок возмещения

Возмещение сумм льгот и (или) преференций, уплата неустойки (штрафа, пени) осуществляются путем перечисления денежных средств на счет соответствующего госоргана или исполкома, принявших решение о прекращении (расторжении) инвестиционного договора, или госоргана, исполкома, уполномоченных постановлением Правительства на принятие необходимых мер, связанных с прекращением (расторжением) инвестиционного договора.

Ввозные таможенные пошлины и НДС подлежат уплате (при условии, что в отношении такого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему не прошло более 5 лет со дня помещения их под соответствующую таможенную процедуру) в день, следующий за днем прекращения инвестиционного договора, в порядке, установленном законодательством (абз. 2 ч. 2 подп. 6.1 п. 6 Декрета № 10).

Возмещение сумм иных льгот и (или) преференций, уплата неустойки производятся в срок, не превышающий 6 месяцев, либо с истечения срока для подачи заявления о рассрочке или освобождения от возмещения льгот в соответствии с п. 5 Положения, либо с момента рассмотрения соответствующего заявления и уведомления инвестора, если, конечно, по заявлению не принято решение об освобождении уплаты или о рассрочке (ч. 2 п. 2 Положения).

В случае, когда суммы льгот, преференций не возмещены и санкции не уплачены в установленные сроки, соответствующий госорган, исполком должен инициировать судебное взыскание соответствующих сумм (п. 18 Положения).

Автор публикации: Валентин ГАЛИЧ, партнер ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ», директор ЗАО «СБ-Глобал»