$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Воздушный «коридор» для туристов

31.08.2007

Туристический сезон 2007 г. близится к финалу. Как и в предыдущие годы, популярными у любителей зарубежного отдыха остаются курорты Турции. Однако нашим соотечественникам все время приходится решать непростую задачу: отдать ли предпочтение комфорту и отправиться к морю прямо из Минска или же сэкономить пару сотен долларов и улететь из Москвы. Отечественные эксперты обещают, что скоро такого выбора не будет. Правда, цены не снизятся до уровня московских. Обещают, что тамошние дотянутся до наших.

Не повезло?

«В любом случае, лететь в Турцию из Москвы и Киева дешевле, чем из Минска. Разница между путевками в один и тот же отель и на один и тот же срок составляет 150-180 USD и зависит это в основном от стоимости аренды чартерного рейса. Дело в том, что в России, во-первых, огромное количество конкурирующих между собой авиакомпаний, что влечет за собой снижение цены. В то время как у нас один национальный перевозчик, который диктует свои цены. Во-вторых, если у нас самолеты в Турцию летают 3 раза в неделю, то из Москвы — по 6-8 рейсов ежедневно. «Белавиа» физически не может участить чартеры из-за нехватки самолетов», — рассказал «ЭГ» директор туристической компании «Внешинтурист» Владимир Маковский.

В то же время, отмечают в белорусских туристических компаниях, лишь немногие белорусы ради экономии решаются лететь из Москвы. Туда еще добраться надо. Самый дешевый трансфер — автобус — имеет большой минус: зачастую в ожидании рейса в аэропорту приходится просидеть весь день. Если же ехать в столицу страны-соседки на поезде — фактически те же 150 USD и потратишь.

Предпосылок к изменению ситуации представители турбизнеса пока не видят. Ожидать удешевления турпутевки, впрочем, как и авиаперелета, по мнению турфирм, было бы наивно. Они могут только расти. Вот, к примеру, турецкие владельцы гостиниц с этого года на 30-40% подняли цены, что сделало стоимость турпакета менее привлекательной, чем прежде.

Сравняемся… до нас

С вопросом, так почему все-таки лететь из Минска дороже, чем из Москвы, мы обратились к нашему национальному перевозчику. «Дело в том, что с советских времен в России и Украине остались самолеты Ил-86 вместимостью порядка 300 человек, на которых сейчас в основном и выполняются чартерные рейсы в Турцию. Беларуси повезло куда меньше. Самые большие самолеты, что достались нам по наследству, это Ту-154 на 164 пассажира. Понятно, что чем больше в самолете посадочных мест, тем меньше себестоимость одного места и что перевезти одного пассажира на ИЛ-86 дешевле, чем на Ту-154. Причем большинство российских чартеров осуществляются на «добитой» советской технике, практически не имеющей стоимости. Вот и причина разницы в цене перевозки, — пояснил «ЭГ» заместитель гендиректора по маркетингу и внешнеэкономическим связям «Белавиа» Игорь Чергинец. — Что касается регулярных рейсов в Турцию (в Стамбул дважды в неделю), на одинаковых самолетах у нас примерно одинаковая стоимость с российскими и украинскими перевозчиками. Иногда даже дешевле».

Виноваты в высокой стоимости перелетов и туристические компании, утверждают в «Белавиа». Когда туристическая компания заказывает чартерный рейс, она сразу оплачивает аренду самолета независимо от того, сколько мест она продаст. «Перестраховываясь, вдруг не удастся распродать весь рейс, турфирмы завышают цену на авиабилеты», — раскрыла секрет компания-перевозчик. Также и упреки в отсутствии на чартерах сервиса и питания. «Все это зависит от желания туркомпаний, а они, как правило, на этом экономят», — поясняют в «Белавиа».

Специалисты компании отечественного перевозчика утверждают, что в следующем году ситуация должна измениться. Правда, не в сторону снижения стоимости полетов из Минска, а в сторону ее увеличения при полетах из Москвы. Согласно заявлениям руководства российской авиации, стоимость их чартерных рейсов в ближайшее время повысится по разным прогнозам от 10 до 40%. Это связано с тем, что самолеты Ил-86 постепенно выводят из строя из-за несоответствия европейским экологическим нормам, высокой шумности. Турция пока еще принимает, но уже и она вместе с Египтом задумывается о введении запрета на них. В то же время обновлением техники из около двух сотен российских авиакомпаний занимаются 10-15 ведущих. «Я думаю, что уже зимой чартерные рейсы из Москвы и из Минска будут стоить примерно одинаково», — сказал заместитель гендиректора НАК И.Чергинец.

Тем временем «Белавиа» всерьез занялась обновлением флота. Сейчас он выглядит так: по одной машине ТУ-134 (68 мест) и АН-24 (44 места), два Боинга-737 (на 123 и 104 места) и пять Ту-154-М (по 164 места). Два CRJ-100 вместимостью 50 мест. Планируется, обзавестись еще одним CRJ-100 «Белавиа» и двумя Боингами.

Распространившиеся было слухи о возможном удешевлении билетов национального авиаперевозчика в «Белавиа» не подтвердили. С учетом постоянного роста цен на топливо это было бы чем-то на уровне фантастики. Однако в руководстве авиакомпании надеются, что после полного перехода на западную технику постепенно станет возможно снижать расходы на ее содержание, что в результате когда-нибудь в будущем приведет к снижению стоимости авиаперевозок. К примеру, Ту-134 за час полета расходует примерно 3,5 тонны топлива, а CRJ-100 менее тонны. Вот и вся арифметика.

Выход один

Первопричина дорогих туров кроется только в авиаперевозчике, уверен директор Департамента по туризму Виктор Янковенко: «Туристическая компания при всем своем желании никак не может накрутить стоимость пустующих мест на путевки оставшихся пассажиров поскольку выставляет цены сразу на весь сезон. Поэтому они на авиаперелет несколько выше, чем у «Белавиа» за счет так называемого коэффициента заполняемости. И это правильно. Ведь в случае, если рейсы будут отправляться полупустыми, убытки понесет только турфирма».

Выход такой: покупать новые большие и экономичные самолеты, тогда себестоимость будет меньше, считает он. При этом нашему перевозчику не стоит опасаться их слабой востребованности. По информации Минспорта, из-за высоких цен на авиабилеты в летний период из аэропортов Украины и России улетает столько же белорусов, сколько и из Беларуси. Иными словами, желающих летать из дому, будь у нас нормальные цены, может увеличиться как минимум вдвое.

Инесса ГЕРМАНЧУК  


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях