$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БЛИЗКО

01.04.2011

По данным исследования компании Ernst & Young, в конце года мировой гостиничный рынок сможет демонстрировать более устойчивые показатели роста по всем направлениям. Ведущую роль в восстановлении мировой гостиничной отрасли играют азиатские рынки.

Поскольку в последние два года в мире существенно сократилось строительство новых гостиниц, то несмотря на прогнозируемый рост количества деловых поездок, недостаточность финансирования рынка гостиничной недвижимости повысит стоимость гостиничных номеров при их низкой заполняемости. Особенно это касается крупнейших городов, являющихся мировыми центрами деловой активности, таких как Нью-Йорк и Гонконг. В последнем гостиничный сектор уже демонстрирует рост по одному из важнейших показателей — RevPAR (суточный доход на доступный номер), который в ноябре 2010 г. увеличился на 30%.

К 2015 г. обогнать США по росту количества деловых поездок может не только Китай, но и азиатский регион в целом, на который в грядущем десятилетии будет приходиться свыше 41% от общей доли мирового прироста в сфере зарубежных деловых и туристических поездок. Существенную часть этого роста обеспечат туристы из Бразилии, России и Индии, что также будет подстегивать рост мирового гостиничного сектора. «В ближайшие годы предложение в российском гостиничном секторе должно существенно вырасти», — считает Анжелика Норманн, руководитель группы Ernst & Young по оказанию консультационных услуг компаниям гостиничного сектора и индустрии развлечений в РФ. Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу, который состоится в 2018 г., требуют многократного роста существующего номерного фонда. Однако тут возникают две проблемы: спрос на услуги новых гостиниц после проведения этих мероприятий и доступ к новым источникам финансирования. Дело в том, что ограничения на рынках капитала могут привести к удорожанию стоимости инвестиций, привлекаемых подрядчиками и гостиничными операторами. Это еще больше затормозит строительство новых гостиниц.

В то время как в течение ближайших лет рынок прямых инвестиций будет весьма ограничен, завоевать доверие публичного рынка может оказаться не столь трудным. Одним из способов привлечения средств на открытом рынке является формирование паевого инвестиционного фонда недвижимости (real estate investment trust, REIT). В США представлено 11 таких фондов, зарегистрированных на бирже, с суммарной капитализацией 23 млрд. USD. Помимо этого публичный листинг может привлечь владельцев частных отелей своей относительной стабильностью.

По прогнозу E&Y, в 2011 г. гостиничный сектор привлечет к себе интерес инвесторов. «В прошлом году мы стали свидетелями появления на рынке достаточного количества проблемных активов и возможностей для их приобретения и не сомневаемся в том, что до конца этого года их количество еще возрастет. Мы ожидаем, что долевые инвесторы непременно приобретут институциональные активы, воспользовавшись приближающимися сроками погашения долговых обязательств», — отмечает Майкл Фишбин, руководитель международной практики E&Y по оказанию услуг компаниям гостиничного сектора.

Аналитики весьма оптимистичны в выводах об инвестициях в гостиничный бизнес. Большинство из них полагает, что такие показатели, как наполняемость, среднесуточная стоимость номеров и чистая операционная прибыль, вернутся к пиковым значениям в 2012–2014 гг. Скорее всего инвесторы будут стремиться заключать сделки быстро, не дожидаясь, пока их показатели улучшатся настолько, что цена станет слишком высокой.

В числе тенденций, которые потенциально могут повлиять на деятельность гостиничных операторов в этом году, — изменение методов бухучета вследствие происходящей конвергенции американских стандартов и МСФО. В частности, речь идет о вопросах учета договоров аренды и признания выручки, что окажет существенное влияние на показатели баланса и отчета о прибылях и убытках.

Мировой финансовый кризис вынудил гостиничные компании пересмотреть свои стратегии привлечения финансовых ресурсов в направлении обеспечения большей гибкости в случае возможного ухудшения экономической ситуации в будущем. Ранее многие компании были более склонны к финансовому риску, прибегая к краткосрочным и дешевым заимствованиям, что поставило существование многих из них под угрозу во время последнего финансового кризиса, когда источники рефинансирования иссякли, а условия кредитования стали жестче. Сегодня, наученные горьким опытом, все больше компаний стремятся по возможности сократить долговую нагрузку и финансировать развитие бизнеса за счет избыточной наличности вместо того, чтобы привлекать средства на стороне, отмечают в Ernst & Young.