Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Резонанс
26.11.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОССТАНИЕ НАЛОГОВ©

Введение госпошлины на допуск к движению транспортных средств в правительстве считают «непопулярной, но необходимой мерой». Однако граждане, которым придется ее платить, согласны лишь с первой частью этого утверждения.

Введение госпошлины на допуск к движению транспортных средств в правительстве считают «непопулярной, но необходимой мерой». Однако граждане, которым придется ее платить, согласны лишь с первой частью этого утверждения.

Предполагается, что ставки госпошлины будут установлены в размере от 1 до 25 базовых величин в зависимости от массы и вида транспортного средства, а также того, кто им владеет, — физическое или юридическое лицо. Для «Жигулей» это составит 390 тыс. Br в год, для «Фольксвагена» — 650 тыс. Br, за «Мерседес — 1 млн. Br, заявил премьер-министр Михаил Мясникович, выступая в пятницу в парламенте, заверив, что «все это целевым образом пойдет на дороги». Для удобства собираемости госпошлина будет взиматься при прохождении техосмотра. Впрочем, за него автовладельцы и так платят, но, видимо, по мнению чиновиков, мало. Есть, правда, еще 1 базовая за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства (одинаковая как для «Жигулей», так и для «Мерседеса»), плюс 2 — за выдачу регистрационных знаков. Наверное, за такие деньги автобанов не построить.

Впрочем, идея снимать с одной казенной услуги несколько «урожаев» не нова. В средние века в некоторых королевствах и княжествах с проезжающих дорожные налоги брали многократно: за право проезда и за его безопасность, за то, что телега и лошадь портят дорогу, за то, что везешь груз, отдельно — мостовые и мытные сборы и т.п. А закованные в латы сборщики, помахивая мечами и шестоперами, тщательно следили, чтобы путешественники не объехали доходный тракт по лесным тропинкам. В новейшие времена налоги тоже порой напоминали матрешку, выскакивая друг за другом из страниц законодательства. Помнится, с 1992 по 2007 гг. в Беларуси с оборота взимался налог с пользователей автомобильных дорог, зачислявшийся в дорожный фонд. Его отмену 6 лет назад бизнес бурно приветствовал как знак ослабления фискального бремени и упрощения налогового законодательства. При этом потери бюджета, вызванные отменой отчислений в дорожный фонд и налога на производителей автомобильного топлива, компенсировали увеличением акцизов на бензин, чтобы в бюджет по-прежнему стабильно поступали средства для строительства и ремонта дорог.

С 2005 по 2012 гг. общая протяженность улиц и дорог городов и поселков республики выросла с 12,2 тыс. км до 13,7 тыс., автомобильных дорог общего пользования — с 83 до 86,6 тыс. км, а интенсивность перевозок грузов по ним — со 113 тыс. тонно-километров на 1 км длины путей до 254 тыс. Естественно, что денег дорожное хозяйство требует все больше. Тем временем страна, казалось бы, создавала цивилизованную налоговую систему, в которой нет места хаотичному нагромождению разнообразных сборов, цепляющихся друг за друга. Но в этом приятном заблуждении мы пробыли недолго. Возможно, этих ресурсов бы хватило не только на «ямочный» ремонт наиболее вопиющих колдобин, если бы деньги не тратились столь интенсивно на дворцы и арены, агрогородки и многозвездочные отели. Теперь чиновники наперебой предлагают один за другим новые поборы: вслед за введением в текущем году платных дорог — платежи за допуск на эти дороги или выезд из страны за покупками, затем — отчисления в дорожный фонд, налог на неработающих граждан, дополнительный налог на прибыль при превышении темпов роста зарплаты над темпами роста производительности труда (что уже было в 90-е годы).

Пока неясно, какие из этих предложений будут приняты и в какой форме воплотятся в жизнь. А ведь дороги — не единственная беда нашего государства. Есть еще и другие, не менее насущные. Не хватает средств на строительство и ремонт жилья, на содержание и развитие городского транспорта, все труднее удовлетворять аппетиты вечно жаждущего дотаций АПК, модернизирующихся за казенный счет предприятий и демпингующих на внешних рынках экспортеров. Того и гляди для латания этих дыр воскресят и остальные позабытые налоги и сборы «лихих девяностых»: отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, целевой транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений. Сегодня и выговорить названия этих платежей кажется немыслимым, а ведь еще сравнительно недавно бухгалтеры и налоговики не только знали их наизусть, но и помнили, в какой последовательности и по каким ставкам они рассчитываются.

Увеличивать число налогов и нагрузку на бизнес власти, по-видимому, не хотят. Финансовое положение предприятий и так шаткое, да и катиться обратно на последнее место рейтинга Doing Business не хочется — и так в нем сплошные разочарования. Почему-то кажется перспективной идея перенести часть налогового бремени на граждан, благо, бурный рост зарплат в 2012–2013 гг. позволяет надеяться, что деньги у населения водятся. Но вряд ли их достаточно, чтобы оплатить неконкурентоспособность административно-командной экономики, завышенные социальные обещания, дворцы, фестивали и чемпионаты. Сегодня такой груз зачастую не рискуют брать на себя другие, куда более богатые страны, в которых государство отвечает перед гражданами за рациональность и эффективность использования собираемых налогов. Тех самых, которые должны быть платой за возможность жить в цивилизованном обществе, а не узаконенной формой грабежа.

Интересно, будут ли штрафовать автолюбителей за уклонение от уплаты новой госпошлины, если они вздумают пересесть с мерседесов и жигулей на велосипеды…

Леонид ФРИДКИН

СПРАВКА «ЭГ»

В России региональный транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов и доходной базы местных бюджетов.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. Так, п. 1 ст. 361 НК РФ установлены ставки налога для легковых автомобилей в зависимости от мощности двигателя: до 100 л.с. — по 2,5 RUB с каждой лошадиной силы, свыше 100 л.с. до 150 л.с. — 3,5 RUB, свыше 150 л.с. до 200 л.с. — 5 RUB, свыше 200 л.с. до 250 л.с. — 7,5 RUB, свыше 250 л.с. — 15 RUB. Кроме того, налогом облагаются и остальные транспортные средства, в т.ч. мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили, катера, яхты, самолеты и т.п. — также в зависимости от мощности двигателя. При этом ставки, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно, а также могут вводиться налоговые льготы. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, и (или) их экологического класса. С 1.01.2014 г. сумма транспортного налога будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей в зависимости от их стоимости, например, от 5 млн. RUB до 10 млн. RUB включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, будет применяться коэффициент 2, для машин стоимостью от 10 до 15 млн. RUB, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. RUB, с года выпуска которых прошло не более 20 лет, — коэффициент 3.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by