$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Восьмерка обязательна

29.03.2011

Количество форм первичных учетных документов, утверждаемых государством, в Беларуси сокращено до восьми. Их перечень определен постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360, принятым во исполнение Указа Президента от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов».

Минфином будут утверждаться товарно-транспортная и товарная накладные, приходный и расходный кассовые ордера, акты о приеме-передаче основных средств и нематериальных активов. Минстройархитектуры утвердит акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, а также акт о передаче не завершенного строительством объекта. Другие необходимые для документирования хозяйственных операций первичные учетные документы могут разрабатываться субъектами хозяйствования самостоятельно. Также возможно применение типовых форм, установленных республиканскими органами госуправления, которые будут носить рекомендательный характер.

Ранее, как подсчитал Минфин, в республике было утверждено около 1600 типовых форм первичных учетных документов, как общих для всех, так и отраслевых. Теперь большинство из них придется отменять или признавать необязательными для применения.

Напомним, Указом № 114 (см. «ЭГ» № 22, с. 3 Информбанка) определен исключительный перечень реквизитов, которые должны содержаться в первичном учетном документе. Все иные реквизиты, не имеющие прямого отношения к бухучету, являются рекомендательными, и их неуказание не влечет мер административной ответственности. Таким образом, бухгалтеры смогут уделять больше внимания не оформлению «первички», а содержанию бухгалтерской отчетности. Однако массового сокращения документов в отечественном бухучете в целом не произойдет. Ведь ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» по-прежнему требует, чтобы факт совершения каждой хозяйственной операции подтверждался первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, составленным ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

В официальном комментарии говорится, что принятое решение позволит реально упростить бухгалтерский учет, снизить затраты на его ведение, что соответствует принципам Международных стандартов финансовой отчетности. Впрочем, в самих МСФО тема документирования хозяйственных операций даже не упоминается. Более того, многие специалисты полагают, что признание хозяйственной операции в зависимости от наличия первичного учетного документа противоречит принципу приоритета экономического содержания над юридической формой, который считается одной из основных качественных характеристик финансовой отчетности.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях