Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Исследования, рейтинги
16.08.2013 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОЛЯ ПРОТИВ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Экономисты Международного валютного фонда, изучив 40-летний опыт развития 168 стран, пришли к выводу, что уйти от судьбы — набора фундаментальных характеристик экономики, заданных климатом и природными ресурсами, — очень трудно. Помочь могут только продуманные и эффективные реформы.

Экономисты Международного валютного фонда, изучив 40-летний опыт развития 168 стран, пришли к выводу, что уйти от судьбы — набора фундаментальных характеристик экономики, заданных климатом и природными ресурсами, — очень трудно. Помочь могут только продуманные и эффективные реформы.

Принято считать, что каждая страна переживает определенную стандартную схему развития: сначала центром ее экономики является сельское хозяйство, затем бурно растет промышленность, а в самых богатых странах драйвером развития становится сектор услуг.

В МВФ полагают, что это не совсем так. Структурная трансформация каждой страны обусловлена ее фундаментальными характеристиками. Бедная страна с обширными посевными площадями и молодым населением обречена застрять на аграрной стадии развития. Если в стране есть крупные запасы природных ресурсов, то добывающий сектор будет притягивать капитал в ущерб промышленности и сектору услуг. Однако изменить «судьбу» можно с помощью правильной государственной политики. Эти выводы базируются на основе изучения опыта 168 стран в период 1970–2010 годов.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ в МВФ изучили зависимость между реальной добавленной стоимостью в каждом секторе и уровнем доходов в стране.

Чем выше реальный ВВП на душу населения, тем ниже доля добавленной стоимости, производимой в сельском хозяйстве, и тем выше доля добавленной стоимости, производимой в секторе услуг.

Но и здесь уже заметны отклонения, например, с 1970 г. доля добавленной стоимости в промышленности постепенно снижается. В развивающихся и самых бедных странах доля промышленности сокращается по U-образной кривой.

Доля сектора услуг в развитых странах растет постепенно, а вот в развивающихся странах рост начинается после достижения уровня ВВП в 700 USD на душу населения.

Доля добавленной стоимости, производимой в сельском хозяйстве в Африке южнее Сахары, была постоянной до 1990 г., а затем начала снижаться. Это регион с самой высокой долей добавленной стоимости, производимой в сельском хозяйстве.

Азия продемонстрировала миру необычный пример быстрого сокращения доли сельского хозяйства и увеличения доли промышленности.

В Латинской Америке даже в 1970-е годы доля добавленной стоимости, произведенной в секторе услуги, составляла 50%.

Самый традиционный вид структурной трансформации экономики пережили страны Центральной и Восточной Европы, где доля сельского хозяйства медленно сокращалась, зато выросла доля промышленности, а затем сектора услуг.

Структурная перестройка экономики замедляется в странах, богатых природными ресурсами. Добывающие отрасли, на которые приходится значительная часть добавленного продукта в этих странах, требуют много капитала и при этом дают мало возможностей для найма людей из других секторов экономики.

На примере Китая, Кореи, Индии и Мексики видно, насколько страны могут по-разному развиваться. Если развитие Китая и Кореи шло примерно одинаково, то в Индии, напротив, доля сектора услуг росла быстрее, чем промышленности.

На основе модели регрессии экономисты выявили, какие особенности страны влияют на процесс трансформации экономики. Например, на развитие сельского хозяйства положительно влияет наличие большого объема свободной земли, пригодной для земледелия. Это же отрицательно влияет на добавленную стоимость, производимую сектором услуг и промышленностью.

Коэффициент демографической нагрузки отрицательно влияет на развитие сельского хозяйства и промышленности, зато положительно влияет на сектор услуг. Такой экономике нужно заботиться о детях и стариках. Многочисленное население плохо влияет на развитие сельского хозяйства, зато благоприятно для развития промышленности. Рост доходов на душу населения негативно влияет на развитие сельского хозяйства. В некоторых развитых странах его доля в добавленной стоимости, производимой экономикой, сегодня равна нулю. Доля промышленности начинает сокращаться лишь после того, как экономика достигнет определенного уровня богатства.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ будущее экономики, исходя только из ее фундаментальных особенностей, нельзя. Например, в развивающихся странах сейчас доля сельского хозяйства ниже уровня, который можно было бы спрогнозировать на основании фундаментальных характеристик. А в наименее развитых странах — куда выше. В ряде стран Африки, находящихся южнее Сахары, доход на душу населения в которых ниже 300 USD, доля сельского хозяйства в добавленной стоимости ниже уровня, который можно было бы спрогнозировать по фундаментальным характеристикам страны. Значительная часть населения этих стран занята в сельском хозяйстве, что говорит о его невысокой продуктивности. При этом промышленность остается неразвитой. Это касается также и сырьевых стран вроде Нигерии, Сьерра-Леоне, Джибути и Эфиопии.

В Китае, Таиланде, Малайзии и других азиатских гигантах уровень развития промышленности куда выше, чем можно было ожидать, исходя из особенностей этих стран. Зато отстают от этого уровня сырьевые страны — Казахстан, Алжир, Сирия и другие. В Китае, Корее и Польше недостаточно развит сектор услуг.

В развитых странах доля сельского хозяйства в добавленном продукте составляет 2--3%, а сектора услуг — 60%. Промышленность развита куда выше, чем обещают фундаментальные показатели в Ирландии, Японии, Германии и Финляндии. США, Франция, Греция и Великобритания оказались среди отстающих.

Расхождения связаны с проводимой в стране политикой, которая способна изменить «судьбу» экономики. Так, либерализация сельского хозяйства поможет перейти к новой модели развития: доля АПК в добавленной стоимости сократится, а промышленности и сектора услуг — вырастет. Это приведет к росту производительности труда. Поможет изменить структуру экономики и развить сектор услуг, повышение доступности ЖКХ и телекоммуникаций, углубление финансовых рынков и больший охват населения высшим образованием. Развитию промышленности поможет либерализация торговли. Надо лишь захотеть.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений