Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Финансы
26.11.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"ВОЛШЕБНОЙ ПУЛИ" не существует, или Как победить инфляцию

Одним из проявлений глубокой болезни любой экономики является галопирующая инфляция. В Беларуси за 1995--2001 гг. потребительские цены выросли в 202 раза, тарифы на услуги -- в 412 (в т.ч. услуги ЖКХ подорожали в 719 раз). В чем причины такого длител...
Одним из проявлений глубокой болезни любой экономики является галопирующая инфляция. В Беларуси за 1995--2001 гг. потребительские цены выросли в 202 раза, тарифы на услуги -- в 412 (в т.ч. услуги ЖКХ подорожали в 719 раз). В чем причины такого длительного проинфляционного состояния нашей экономики?

Инфляция в Беларуси является результатом комплекса факторов, которые взаимодействуют между собой, порождая порочный круг. Причем главными из них являются: ошибочная экономическая политика, игнорирование мирового опыта, отсутствие понимания ее пагубности и твердой воли для преодоления.

Конкретные причины следует рассматривать в контексте классической количественной денежной теории. Из этого следует два вывода. Первый -- в рыночной, в том числе и социально ориентированной, экономике главную ответственность за ценовую стабильность несет Центральный банк. Для этого он должен обладать реальной независимостью и высокопрофессиональными кадрами. В Беларуси условие независимости Нацбанка не соблюдено. В этой ситуации главную ответственность за инфляцию и ее последствия несет правительство. Второй -- путем административного регулирования цен отсрочить их повышение можно лишь на ограниченный период и лишь на отдельные группы товаров, однако это не только не предотвратит инфляцию, но может стать в последующем источником ее роста.

Простые решения

Инфляционные проблемы во многом объясняются поиском простых решений. Инстинктивной реакцией правительства, для которого административные методы управления экономикой являются стандартной практикой, на рост цен явилось установление контроля над ними. Видимо, предполагалось одновременно стимулировать с помощью кредитной экспансии экономический рост и в то же время с помощью искусственного регулирования цен и уровня рентабельности не допустить инфляции, обеспечивать рост реальных доходов населения и накоплений у предприятий.

В успешно развивающихся трансформационных странах регулирование цен используется в очень узких границах -- для контроля тарифов в сфере естественных монополий. В Беларуси длительное время проводилась политика жесткого административного регулирования как цен на большинство товаров, так и уровня рентабельности. Стоит признать, что в последнее время она несколько скорректирована, однако окончательно не преодолена.

Тезис "нельзя допустить падения уровня жизни" не привел к успеху, так как для его выполнения использовались механизмы, ведущие к инфляции, утрате оборотного капитала, сокращению накоплений и капиталовложений, о чем свидетельствуют наши реалии. Например, повышение уровня монетаризации, т.е. соотношения между денежной массой и ВВП (в целях решения проблемы неплатежей), виделось в увеличении номинальной денежной массы в обращении посредством расширения денежной эмиссии. В действительности же все наоборот. При увеличении номинальной денежной массы растет инфляция, которая и ведет к понижению коэффициента монетаризации и росту неплатежей.

"Расширение производства за счет денежно-кредитной экспансии не носит инфляционного характера". "Эмиссионное кредитование жилищного строительства способно обеспечить подъем всей экономики". "Денежно-кредитная экспансия не является инфляционной, так как в реальном (долларовом) выражении она почти не увеличивается". Все эти представления, лежащие в основе реализуемой экономической политики, изначально ложны. Имеется достаточно свидетельств того, что денежная экспансия обязательно приводит к снижению покупательной способности денег, росту процентных ставок и падению обменного курса. Ссылки на "новый курс" президента Рузвельта, успешно использовавшего жилищное строительство за счет кредитной экспансии для оздоровления экономики, абсолютно беспочвенны. В США цены не галопировали, как у нас, а падали. Процентная ставка равнялась 2% годовых, а не 50--100% и выше.

Экзотическая экономика

Белорусскую экономическую модель, которая с помощью администрирования обеспечивает рост при снижении эффективности и конкурентоспособности, известный московский экономист Владимир Мау справедливо назвал "экзотической". Например, в 2001 г. был обеспечен рост ВВП на 104,1%. Этот рост обеспечен увеличением задолженности экономики коммерческим банкам на 171,9%, совокупной денежной массы на 162,3% (в том числе рублевой на 188,5%), ростом индекса потребительских цен на 146,1%. Очевидна неприемлемость "цены" такого достижения. Подобная тенденция характерна и для текущего года.

Приведем другие результаты нашей "экзотической" экономики. По данным на сентябрь текущего года, 42,5% промышленных предприятий страны полностью лишились собственных оборотных средств. Еще 29% обеспечены ими на минимальном уровне. 4310 предприятий, или 36,7% их общей численности оказались убыточными. Сумма убытков -- 365 млрд. ВYR. Рентабельность прибыльных предприятий упала до 9%. Коэффициент монетаризации уже менее 6%. Размер кредиторской задолженности, 45% которой является просроченной, составил 11 трлн. ВYR при объеме ВВП за 9 месяцев 2002 г. 18,3 трлн. ВYR (или 60% от ВВП). Показатель платежеспособности (как отношение денежных средств на счетах предприятий к просроченной кредиторской задолженности) упал до 12,5%. Просроченная задолженность по зарплате на 30 сентября достигла 113 млрд. ВYR, или 19,2% фонда зарплаты. Доля производственных инвестиций в ВВП, являясь величиной, недостаточной даже для простого воспроизводства, из года в год сокращается: 1998г. -- 13,9%, 1999г. -- 11,7%, 2000г. -- 11,4%, 2001г. -- 10,6%, 2002г. (янв. -- авг.) -- 9,2%. Общий уровень износа активной части основных фондов достиг 80%, а в ряде отраслей превысил 90%.

В стране действует норма, согласно которой отечественный производитель, имеющий 30% продаж на белорусском рынке, может быть объявлен монополистом, что означает регулирование рентабельности и цен. При этом зачастую не учитываются высокая степень открытости нашей малой экономики, ее высокая интеграция в экономику России, других стран СНГ. Вместо демонополизации искусственных монополий, разработки надежной объективной базы для установления цен и тарифов на услуги естественных монополий и всемерного поощрения конкуренции осуществлялось регулирование цен исходя из данных по издержкам. Затратные методы ценообразования создают условия для раздувания затрат, коррупции. В безуспешной попытке противодействия этому практиковалось установление цен на уровне ниже затрат. Что, как и феномен перекрестного субсидирования в целях социальной защиты населения, оказалось губительным для промышленности и государственного бюджета. Имеют место различные внутренне противоречивые методики формирования цен, превалирование ведомственных интересов, принятие многочисленных и противоречивых нормативных актов.

Контроль над уровнем рентабельности весьма затруднен в силу того, что сам показатель номинальной прибыли в условиях высокой инфляции не является реальной величиной. Реальная прибыль -- это прибыль за вычетом инфляции. В результате около двух третей предприятий страны сегодня оказались реально убыточными.

Атака по всем фронтам

Решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении и связь между денежной и товарной массами. В обычном понимании к денежной массе относят все деньги, которые проходят через банковскую систему, включая инвалютные. Ее неоправданный рост, как и ухудшение структуры, неминуемо ведут к росту цен и падению валютного курса. Между тем в Беларуси банковская кредитная экспансия возведена в ранг достижений. Об этом Нацбанк рапортует в своих официальных отчетах, не акцентируя внимания на тот факт, что львиная доля прироста кредитных вложений представляет собой простое замещение утраченного предприятиями собственного капитала, инфляционные кредитные инъекции в неэффективные, официально или реально убыточные и неплатежеспособные предприятия. Номинальный рост рублевой денежной массы привел к снижению коэффициента монетаризации с 10--12% до 5--6%. (В низко инфляционных экономиках этот коэффициент колеблется в диапазоне 50--80%). Пропагандируется так называемая "рациональная кредитная экспансия" в реальный сектор, а также на жилищное строительство, которая будто бы не увеличивает инфляцию. При этом кредиты на строительство жилья в условиях галопирующей инфляции предоставляются по льготной процентной ставке 5% годовых и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг застройщиков косвенно субсидируется за счет остального населения посредством инфляционного налога.

Для победы над инфляцией необходимо обеспечивать также должное регулирование небанковскими средствами платежа, к которым относится небанковская долларизация, бартер, дебиторско-кредиторская задолженность. В условиях обесценения национальной валюты происходит использование на внутреннем рынке иностранной валюты. Долларизация является симптомом проблемы, а не ее причиной. Она решается путем восстановления доверия к белорусскому рублю, монетарной и экономической политике.

Разрушение оборотного капитала вследствие инфляции и мер административного контроля повлекло за собой использование бартера в расчетах. Для его участников он может содержать ряд преимуществ -- возможность продолжать производство, минимизировать инфляционное разрушение рентабельности, уклоняться от налогообложения. Однако результат бартерной торговли также инфляционен, как эмиссия соответствующего количества денег.

С разрушением рентабельности и оборотного капитала тесно связан рост задолженности предприятий друг другу. По существу происходит вынужденное расширение небанковских кредитов. Рост задолженности имеет тот же инфляционный эффект, что и чрезмерное банковское кредитование. Способствует повышению общего уровня инфляции и задолженность по налогам и другим платежам государству.

Мировой опыт свидетельствует о возможности в короткие сроки обеспечить макроэкономическую стабилизацию переходной экономики без использования административных рычагов, с помощью создания благоприятных условий для бизнеса и проведения жесткой монетарной и бюджетной политики. Однако "волшебной пули", которой можно было бы уничтожить инфляцию, не существует. Необходимо атаковать ее по всем фронтам, подавить все ее источники, не допустить самой возможности возрождения инфляции в будущем.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by