$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ПРИВЫЧКИ

30.12.2011

Логичным завершением года Предприимчивости стало состоявшееся 27 декабря заседание Совета Министров. Оно показало, что правительство не прочь вернуться к ужесточению административного контроля над импортом, а также к более активному вмешательству в работу предприятий со стороны органов госуправления. Наилучшим инструментом для обуздания розничных цен и достижения заданных параметров прогноза социально-экономического развития страны чиновники по-прежнему считают ручное управление.

В частности, как было заявлено в ходе заседания, Комитет государственного контроля подготовил проект указа, который значительно ужесточит закупки по импорту. Глава правительства Михаил Мясникович не стал углубляться в детали проекта, а лишь пояснил, что «не будут вводиться ограничения, просто порядок будет иной, чтобы избежать массовых посредников и чтобы показатели по импорту были рационализированы». При этом премьер-министр напомнил, что требования по импортозамещению четко определены на недавнем семинаре, прошедшем под руководством Президента страны. Правда, многие министры, руководители концернов и департаментов пока слабо отреагировали на данные им поручения, посетовал М.Мясникович. К примеру, Госстандарт до сих пор не внес на рассмотрение проект нормативного акта об ужесточении лимитов потребления импортируемых ресурсов, Минстройархитектуры — норм расходов в строительстве. Нет согласованных, проработанных предложений от Минжилкомхоза по заданиям по заготовке отходов бумаги и картона. А потому нарушителям грозят дисциплинарными взысканиями.

Недоволен премьер и тем, что отдельные регионы страны больше других преуспели в ценовой гонке. Так, за 11 месяцев нынешнего года цены на молоко и молочные продукты в Гродненской области выросли в полтора раза, в то время как в Гомельской — в два раза. В Витебской области мебель подорожала на 48%, в Минске — в 2,2 раза. Прирост цен на медуслуги в Минской области составил 54%, в Могилевской — 85%. В целом же, по оценкам правительства, индекс потребительских цен до конца года составит 208–210%, увеличившись за декабрь еще на 4–6 процентных пункта. При этом вице-премьер Сергей Румас считает положительной текущую динамику, отметив, что сдерживание инфляции в стране обеспечивалось рядом оперативных решений правительства, в т.ч. по регулированию цен на социально значимые товары и продукцию монополистов. А потому для закрепления столь позитивных тенденций Минэкономики совместно с отраслевыми ведомствами и регионами поручено определить графики ограничения роста регулируемых цен и тарифов в следующем году. В целом же в 2012 г. их рост не должен превысить 13%, а всех цен — 22%. Подобное задание объясняет, почему ряд исполкомов уже успели расширить перечень регулируемых товаров и предупредили торговлю о возможном усилении административного контроля. Таким образом, декларации Директивы № 4 о переходе к рыночным механизмам ценообразования, исключении вмешательства органов госуправления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, отмене ограничения надбавок в торговле и т.п. не протянули и года. Разумеется, возврат в той или иной форме к прежним порядкам авторитетно объяснят тактической необходимостью, спецификой текущего момента. Поменяют на не оправдавший доверия бизнес и даже сошлются на чей-нибудь зарубежный опыт. Однако мы повторим: именно годы административного регулирования цен и экономики в частности породили скрытую инфляционную пружину, развернувшуюся в полную мощь в уходящем году.

Правда, бороться с инфляцией планируют и с помощью совершенствования антимонопольного контроля. Минэкономики в течение I квартала 2012 г. необходимо завершить формирование антимонопольной структуры и законодательства, чтобы со II квартала эта система заработала в полную силу.

Впрочем, стоит напомнить, что деловое сообщество настаивало на появлении независимой от исполкомов антимонопольной структуры уже в этом году. Но, видимо, интересы монополий (в основном, кстати, государственных) оказались сильнее. Да и теперь их вряд ли существенно затронут запаздывающие меры.

Итоги года оказались весьма далекими от тех, которые были заданы Указом от 19.11.2010 № 596. Из 15 параметров прогноза социально-экономического развития в 2011 г. по-видимому, удастся выполнить только 8. В правительстве констатируют, что большинство министерств и ведомств сработали значительно хуже, чем планировалось, причем наибольшее отставание от плана произошло как раз по самым важным позициям. Не обеспечено плановое снижение материалоемкости, рост производительности труда, привлечение прямых иностранных инвестиций. С последними дело обстоит совсем скудно: за 11 месяцев без учета продажи Белтрансгаза поступило 1 312,1 млн. USD на чистой основе при прогнозе на год 6,4--6,5 млрд., причем в октябре сумма ПИИ (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) составила всего 21,3 млн., а в ноябре — 27,3 млн. С заданием по привлечению зарубежного капитала справился только Парк высоких технологий. У всех остальных выполнение составило от 0,4% (Минэнерго) до 24% (Минторг), по регионам — от 2,6% (Гомельская область) до 50% (Минск). Такое положение вещей в правительстве объясняют избалованностью многих предприятий льготными кредитами. Теперь же на них рассчитывать не приходится. На следующий год удельный вес финансирования государственной инвестиционной программы в республиканском бюджете 2012 г. составит 3,8%, что на 1 процентный пункт меньше, чем в этом года. Кроме того, сокращение эмиссионного кредитования, а также запредельный уровень процентных ставок уменьшит долю общего банковского кредитования в инвестпроектах предприятий с 27% до 16%. В правительстве надеются, что взамен увеличится доля финансирования за счет собственных средств предприятий и из иностранных источников.

Обеспечить последние министр экономики Николай Снопков надеется с помощью новой стратегии привлечения ПИИ до 2015 г. В ее основе: реформирование государственной собственности и развитие государственно-частного партнерства в Беларуси. Определены приоритетные секторы, куда будут направляться ПИИ, — фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии. Проект также ставит задачу привести-таки Беларусь в заветную тридцатку в рейтинге Всемирного банка Doing Business, конкретно — на 36-е место. Достигать этого планируют за счет оптимизации процедур налогообложения, международной торговли и защиты прав инвесторов. Стратегия также предусматривает реформирование отношений собственности, в частности, предоставление правительству и облисполкомам больше полномочий по распоряжению госимуществом.

Н.Снопков считает, что низкий удельный вес ПИИ на чистой основе (6,3%), привлеченных предприятиями республиканской и коммунальной собственности, свидетельствует о значительных резервах в этой сфере. Видимо, расхожее мнение экономистом о том, что госсобственность мало совместима с ПИИ, за исключением случаев ее продажи, наши власти в 2012-м намерены опровергнуть с помощью привычных аргументов: усиления контроля и административного влияния.

Итак, испытание на прочность белорусской экономики продолжается. К сожалению, мы не довели до конца запланированные реформы, а от некоторых из них готовы отказаться — пусть даже на время. При этом стремление властей решать проблемы с помощью тех самых методов, которые их (проблемы) породили — не лучший выход из создавшегося положения. Ни административный ресурс, ни очередные скидки на нефть и газ не способны обеспечить устойчивую конкурентоспособность экономики.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях