$

2.0584 руб.

2.2803 руб.

Р (100)

3.0864 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Актуально

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ПРИВЫЧКИ

30.12.2011

Логичным завершением года Предприимчивости стало состоявшееся 27 декабря заседание Совета Министров. Оно показало, что правительство не прочь вернуться к ужесточению административного контроля над импортом, а также к более активному вмешательству в работу предприятий со стороны органов госуправления. Наилучшим инструментом для обуздания розничных цен и достижения заданных параметров прогноза социально-экономического развития страны чиновники по-прежнему считают ручное управление.

В частности, как было заявлено в ходе заседания, Комитет государственного контроля подготовил проект указа, который значительно ужесточит закупки по импорту. Глава правительства Михаил Мясникович не стал углубляться в детали проекта, а лишь пояснил, что «не будут вводиться ограничения, просто порядок будет иной, чтобы избежать массовых посредников и чтобы показатели по импорту были рационализированы». При этом премьер-министр напомнил, что требования по импортозамещению четко определены на недавнем семинаре, прошедшем под руководством Президента страны. Правда, многие министры, руководители концернов и департаментов пока слабо отреагировали на данные им поручения, посетовал М.Мясникович. К примеру, Госстандарт до сих пор не внес на рассмотрение проект нормативного акта об ужесточении лимитов потребления импортируемых ресурсов, Минстройархитектуры — норм расходов в строительстве. Нет согласованных, проработанных предложений от Минжилкомхоза по заданиям по заготовке отходов бумаги и картона. А потому нарушителям грозят дисциплинарными взысканиями.

Недоволен премьер и тем, что отдельные регионы страны больше других преуспели в ценовой гонке. Так, за 11 месяцев нынешнего года цены на молоко и молочные продукты в Гродненской области выросли в полтора раза, в то время как в Гомельской — в два раза. В Витебской области мебель подорожала на 48%, в Минске — в 2,2 раза. Прирост цен на медуслуги в Минской области составил 54%, в Могилевской — 85%. В целом же, по оценкам правительства, индекс потребительских цен до конца года составит 208–210%, увеличившись за декабрь еще на 4–6 процентных пункта. При этом вице-премьер Сергей Румас считает положительной текущую динамику, отметив, что сдерживание инфляции в стране обеспечивалось рядом оперативных решений правительства, в т.ч. по регулированию цен на социально значимые товары и продукцию монополистов. А потому для закрепления столь позитивных тенденций Минэкономики совместно с отраслевыми ведомствами и регионами поручено определить графики ограничения роста регулируемых цен и тарифов в следующем году. В целом же в 2012 г. их рост не должен превысить 13%, а всех цен — 22%. Подобное задание объясняет, почему ряд исполкомов уже успели расширить перечень регулируемых товаров и предупредили торговлю о возможном усилении административного контроля. Таким образом, декларации Директивы № 4 о переходе к рыночным механизмам ценообразования, исключении вмешательства органов госуправления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, отмене ограничения надбавок в торговле и т.п. не протянули и года. Разумеется, возврат в той или иной форме к прежним порядкам авторитетно объяснят тактической необходимостью, спецификой текущего момента. Поменяют на не оправдавший доверия бизнес и даже сошлются на чей-нибудь зарубежный опыт. Однако мы повторим: именно годы административного регулирования цен и экономики в частности породили скрытую инфляционную пружину, развернувшуюся в полную мощь в уходящем году.

Правда, бороться с инфляцией планируют и с помощью совершенствования антимонопольного контроля. Минэкономики в течение I квартала 2012 г. необходимо завершить формирование антимонопольной структуры и законодательства, чтобы со II квартала эта система заработала в полную силу.

Впрочем, стоит напомнить, что деловое сообщество настаивало на появлении независимой от исполкомов антимонопольной структуры уже в этом году. Но, видимо, интересы монополий (в основном, кстати, государственных) оказались сильнее. Да и теперь их вряд ли существенно затронут запаздывающие меры.

Итоги года оказались весьма далекими от тех, которые были заданы Указом от 19.11.2010 № 596. Из 15 параметров прогноза социально-экономического развития в 2011 г. по-видимому, удастся выполнить только 8. В правительстве констатируют, что большинство министерств и ведомств сработали значительно хуже, чем планировалось, причем наибольшее отставание от плана произошло как раз по самым важным позициям. Не обеспечено плановое снижение материалоемкости, рост производительности труда, привлечение прямых иностранных инвестиций. С последними дело обстоит совсем скудно: за 11 месяцев без учета продажи Белтрансгаза поступило 1 312,1 млн. USD на чистой основе при прогнозе на год 6,4--6,5 млрд., причем в октябре сумма ПИИ (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) составила всего 21,3 млн., а в ноябре — 27,3 млн. С заданием по привлечению зарубежного капитала справился только Парк высоких технологий. У всех остальных выполнение составило от 0,4% (Минэнерго) до 24% (Минторг), по регионам — от 2,6% (Гомельская область) до 50% (Минск). Такое положение вещей в правительстве объясняют избалованностью многих предприятий льготными кредитами. Теперь же на них рассчитывать не приходится. На следующий год удельный вес финансирования государственной инвестиционной программы в республиканском бюджете 2012 г. составит 3,8%, что на 1 процентный пункт меньше, чем в этом года. Кроме того, сокращение эмиссионного кредитования, а также запредельный уровень процентных ставок уменьшит долю общего банковского кредитования в инвестпроектах предприятий с 27% до 16%. В правительстве надеются, что взамен увеличится доля финансирования за счет собственных средств предприятий и из иностранных источников.

Обеспечить последние министр экономики Николай Снопков надеется с помощью новой стратегии привлечения ПИИ до 2015 г. В ее основе: реформирование государственной собственности и развитие государственно-частного партнерства в Беларуси. Определены приоритетные секторы, куда будут направляться ПИИ, — фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии. Проект также ставит задачу привести-таки Беларусь в заветную тридцатку в рейтинге Всемирного банка Doing Business, конкретно — на 36-е место. Достигать этого планируют за счет оптимизации процедур налогообложения, международной торговли и защиты прав инвесторов. Стратегия также предусматривает реформирование отношений собственности, в частности, предоставление правительству и облисполкомам больше полномочий по распоряжению госимуществом.

Н.Снопков считает, что низкий удельный вес ПИИ на чистой основе (6,3%), привлеченных предприятиями республиканской и коммунальной собственности, свидетельствует о значительных резервах в этой сфере. Видимо, расхожее мнение экономистом о том, что госсобственность мало совместима с ПИИ, за исключением случаев ее продажи, наши власти в 2012-м намерены опровергнуть с помощью привычных аргументов: усиления контроля и административного влияния.

Итак, испытание на прочность белорусской экономики продолжается. К сожалению, мы не довели до конца запланированные реформы, а от некоторых из них готовы отказаться — пусть даже на время. При этом стремление властей решать проблемы с помощью тех самых методов, которые их (проблемы) породили — не лучший выход из создавшегося положения. Ни административный ресурс, ни очередные скидки на нефть и газ не способны обеспечить устойчивую конкурентоспособность экономики.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы