$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВОЛЬНАЯ ЦЕНА

01.03.2011

Первым значимым шагом в реализации положений Директивы № 4 стало подписание Президентом страны 25 февраля Указа № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Этот документ исключает вмешательство государства в большинство вопросов ценообразования и сохраняет госрегулирование цен (тарифов) лишь на стратегически важные и социально значимые товары (работы, услуги), а также на продукцию организаций-монополистов. При этом сбывается многолетняя мечта бизнеса: утрачивает силу Указ Президента от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», а с ним — требования регистрации и экономического обоснования цен.

Указом № 72, вступающим в силу с 1 марта, определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы госуправления, на которые возлагаются функции по их регулированию. Отныне Совмину, десяти ведомствам, облисполкомам и Мингорисполкому доверено регулировать цены и тарифы в общей сложности на 42 вида товаров и услуг, тогда как ранее согласно Указу № 285 — на 54.

Часть госорганов более не будут заниматься ценообразованием вообще. Так, Мининформации не регулирует больше цены на книжную продукцию и периодические издания, финансируемые за счет средств бюджета, Госкомимущество — на оценку недвижимости, а также услуги по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, Минлесхоз — на дрова и топливную щепу. Произошло также перераспределение и сокращение некоторых полномочий. В частности, закупочные цены на сельхозпродукцию, реализуемую для госнужд, будет устанавливать Минсельхозпрод, а не Совмин. Минэкономики утратило право регулировать надбавки (скидки) в сфере обращения, цены на услуги по проведению гостехосмотра транспортных средств, междугородные автомобильные перевозки пассажиров. Минстройархитектуры предстоит регулировать цены только на работы в строительстве, осуществляемом за счет бюджетных средств, а также внешних государственных займов и кредитов банков РБ под госгарантии. Облисполкомы и Мингорисполком регулируют отныне цены и наценки только в точках общепита учреждений образования. Цены на твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения, плата за проживание в общежитиях и парковку транспортных средств, пригородные автомобильные перевозки пассажиров больше не находятся в компетенции местных органов власти. Новым здесь является регулирование Оперативно-аналитическим центром при Президенте РБ тарифов на услуги электросвязи по присоединению сетей передачи данных к единой республиканской сети передачи данных. Окончательные границы освобождения цен можно будет увидеть после того, как Совмин определит перечни социально значимых и некоторых других товаров (работ, услуг).

Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не упомянутые в приложении 1 к Указу № 72, будут формироваться субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. При этом правительство лишается права устанавливать предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории республики (которым Совмин и так не пользовался с 2009 г.). Отменяется необходимость регистрации цен (тарифов), а также представления субъектами хозяйствования экономических расчетов при определении уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых.

В связи с отменой этих норм Указом № 72 установлено, что не являются правонарушениями превышение установленных предельных индексов, реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением регулируемых, а также при отсутствии экономических расчетов. Соответствующие изменения должны быть внесены в КоАП (прежде всего — печально известные статьи 12.4 и 12.6) и ПиКоАП. Кроме того, правительству в 6-месячный срок предписано обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с Указом № 72 и принять иные меры по его реализации. При этом до приведения актов законодательства в соответствие с данным Указом они применяются в части, не противоречащей ему. Напомним, по оценке бизнес-союзов, отменить или существенно изменить придется около 700 нормативных актов и прежде всего — Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183, а также аналогичные документы, касающиеся отдельных отраслей и видов деятельности.

Таким образом, белорусские власти вынуждены были пойти на либерализацию ценообразования, которую Россия и другие постсоветские страны провели 19 лет назад. Усилия по госрегулированию оказались бесполезными: темпы роста инфляции в Беларуси, особенно в последнее время, были выше, чем во многих соседних странах. При этом цены на некоторые товары и услуги, которые регулируются государством, например, на сахар или платные услуги образования, росли быстрее всего. Зато издержки ценового администрирования (включая штрафы за действия, не являющиеся более нарушениями) существенно тормозили развитие отечественного бизнеса. Остается надеяться, что теперь он проявит социальную ответственность и, получив все, о чем мечталось, не бросится в одночасье наверстывать упущенное.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях