$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВОКРУГ ПОСТАВОК ЗА 10 ДНЕЙ©

05.12.2014

 

Конфликт вокруг поставок белорусского продовольствия в Россию перешел на высший уровень, по крайней мере, в Минске. Президент Александр Лукашенко поручил в течение 10 дней урегулировать проблему с ввозом отечественной мясо-молочной продукции в РФ и транзитом товаров из санкционного списка. Между тем Роспотребнадзор упорствует в своих запретах, обвиняя белорусскую сторону в недостаточно эффективном контроле.

По мнению белорусского Президента, Россия, вводя эмбарго на импорт «определенных товаров из отдельных стран, которые ранее ввели против нее соответствующие санкции», должна была заблаговременно предупредить об этом своих партнеров по Таможенному союзу и согласовать свои действия. В телефонном разговоре с В.Путиным, по словам А.Лукашенко, он гарантировал выполнение Беларусью своих обязательств на внешней границе Таможенного союза по недопущению «санкционных» товаров в Россию из определенных стран, но предупредил, что наши предприятия продолжат сотрудничать с западными партнерами. «Мы не присоединяемся к санкциям России (этого Россия и не требовала) и работаем в обычном ключе. И если мы, например, мясо, молоко, овощи и фрукты, рыбу завозили и перерабатывали на территории Беларуси, а затем торговали этими продуктами на Евразийском пространстве, в т.ч. в Таможенном союзе, мы так и будем работать». Речь шла лишь о том, чтобы белорусские таможенная, пограничная и другие службы не допускали прямых поставок в Россию запрещенных товаров, но не о недопущении транзита через Беларусь в Казахстан и другие страны.

Как считает А.Лукашенко, объемы поставок продовольствия из Беларуси в РФ с момента эмбарго по отдельным позициям если и выросли, то всего на 2–5%, причем не удалось даже полностью выбрать объемы согласованных балансов поставок. «Мы не можем сегодня ввезти, даже если бы нам захотелось, больше мяса и молока, чем мы ввозили с Запада для переработки, потому что у нас нет лишних мощностей», — заявил глава государства. Теперь Президент требует не попрекать белорусов, «что мы увеличили что-то, привезли откуда-то…, поставляем сверх нормы, демпингуя, сбивая цены в России».

Однако российские власти и аналитики утверждают, что поставки некоторых видов мясо-молочной продукции, рыбы и морепродуктов из РБ увеличились гораздо больше, чем декларируется. Отчасти за такой имидж можно «поблагодарить» некоторых высокопоставленных белорусских чиновников, заявлявших в августе, что мы готовы резко нарастить поставки, называя миллиардные суммы предполагаемых объемов (см. «ЭГ» № 61 за 19.08.2014). Уже тогда было ясно, что никакие запреты не удержат некоторые компании от соблазна получить сверхприбыли, заменяя местное сырье при производстве продукции на экспорт на подешевевшее западное, перепаковав «санкционные» товары в другие ящики или просто заменив этикетки. Не иссякает и поток грузов с липовыми сопроводительными документами. Кстати, множество претензий у Роспотребнадзора по поводу подобных действий также к ряду балканских и латиноамериканских стран. Но они в Таможенный союз не входят, и у нас есть фора в логистике.

Неясно, устроит ли Россию предложение ГТК РБ обеспечить маршрутизацию автомобильного и железнодорожного транспорта с продукцией по территории республики с последующей передачей под юрисдикцию РФ, чтобы в дальнейшем российская сторона сама обеспечивала доставку до Казахстана либо в третьи страны.

Тем временем глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, комментируя итоги прошедших 2 декабря в Минске консультаций руководителей ветеринарных и фитосанитарных служб ТС, заявил, что запрет на поставки продовольствия с белорусских предприятий не снимается. Он отметил, что белорусская сторона на встрече представила документы об устранении нарушений только по 9 предприятиям из 18, и то не полностью. Ранее на переговорах в Москве 28 ноября т.г. директору Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений РБ Леониду Плешко была предоставлена информация о поступлении в Россию из Беларуси растительной продукции по фальшивым сертификатам, что, по мнению россиян, свидетельствует о недоработках белорусских чиновников.

Впрочем, Роспотребнадзор столь часто служил инструментом политических разборок Москвы с Грузией и США, Украиной и ЕС, Молдовой и Беларусью, что сегодня мало кто верит, что дело здесь в санитарных нормах. Поэтому российские потребители скорее согласятся с А.Лукашенко в том, что белорусские товары будут более качественными, чем произведенные в РФ, тем более что цена на них устраивает тощающий кошелек рядового россиянина.

Однако потребителей редко спрашивают, когда речь идет о геополитике. Сегодня стоит вопрос о совместимости имперских амбиций Кремля и декларировавшихся принципов проведения согласованной торговой политики и свободы перемещения товаров по единой таможенной территории. Введенные Россией в одностороннем порядке санкции не могут быть эффективными, если их не поддерживают остальные союзники. Но попытки российских властей остановить поставки «санкционного» продовольствия из Беларуси и Казахстана и тем более ограничить транзит из этих стран через свою территорию противоречат целям ТС и ЕЭП, записанным в соглашениях и объявленным с высоких трибун. Впрочем, почему эти договоры и тем более телефонные обещания должны исполняться лучше, чем Будапештский меморандум, подписанный ровно 20 лет назад? И если Президент Беларуси справедливо считает покушение на транзитный ресурс нашей страны нарушением всех норм международного права, то нужно помнить, что наш восточный партнер это право понимает весьма своеобразно.

Вадим ЛЕБЕДЕВ
 

Журнал «Форбс»:

«Конечно, органы санитарного контроля во всех странах иногда используются в качестве инструмента торговой политики, но использовать его внутри организации, называющей себя «экономическим союзом», — это явный перебор.

В макроэкономике хорошо известен феномен «невозможной троицы»: в условиях свободы перемещения капитала невозможно достаточно долго одновременно управлять и обменным курсом, и денежной массой. В современных условиях в ЕАЭС возникает своя «невозможная троица».

В условиях действия российского одностороннего эмбарго невозможно одновременное полноценное функционирование Таможенного союза и добросовестное выполнение Россельхознадзором своих ведомственных обязанностей.

Если функционирует Таможенный союз, подразумевающий как минимум отсутствие таможенной границы между Россией и Беларусью, и действует эмбарго, то Россельхознадзор не выполняет постановление правительства, поскольку товары из запрещенного списка проникают на российскую территорию беспрепятственно.

Если действует эмбарго и Россельхознадзор выполняет свои функции, то фактически действуют ограничения на поставки товаров из Беларуси (в т. ч. частично возвращается контроль на границе) и рассуждать о полноценном таможенном, не говоря уже об «экономическом» союзе не приходится.

Таким образом, поскольку одновременно выполнение этих трех условий невозможно, а Беларусь и Казахстан едва ли согласятся присоединиться к российским запретам на ввоз продовольствия, придется либо отказываться от полноценной евразийской интеграции, либо отменять одностороннее эмбарго, либо, не отказываясь формально от российских антисанкций, закрывать глаза на их неисполнение».