Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №43(2639) от 09.06.2023 Смотреть архивы

USD:
2.9357
EUR:
3.1794
RUB:
3.6518
Золото:
187.42
Серебро:
2.24
Платина:
100.8
Палладий:
140.63
Назад
Факты, комментарии
06.09.2011 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОКРУГ ДОЛГА ЗА 14 ДНЕЙ

Белорусским экспортерам в рекордные сроки поручено вдвое сократить внешнюю дебиторскую задолженность. Президент на совещании по вопросам социально-экономического развития страны 30 августа потребовал возвратить в страну к концу года как минимум половину из 5 млрд. USD долгов зарубежных контрагентов перед белорусскими экспортерами.

Белорусским экспортерам в рекордные сроки поручено вдвое сократить внешнюю дебиторскую задолженность. Президент на совещании по вопросам социально-экономического развития страны 30 августа потребовал возвратить в страну к концу года как минимум половину из 5 млрд. USD долгов зарубежных контрагентов перед белорусскими экспортерами.

Максим ЗНАК, директор ООО «ЮрЗнак»

Однако еще за день до этого, 29 августа, Совмин издал постановление № 1145 «О неотложных вопросах сокращения суммы внешней дебиторской задолженности государственных унитарных предприятий и отдельных хозяйственных обществ», в котором содержится требование о сокращении суммы внешней дебиторской задолженности как минимум на 50% в срок до 12 сентября этого года, т.е. за 14 дней со дня принятия (но не опубликования) этого нормативного акта.

Органы госуправления должны обеспечить уменьшение суммы внешней задолженности у подчиненных организаций и хозяйственных обществ с долей собственности государства. Впрочем, поручение Президента касается не только госпредприятий, но и всех остальных. Учитывая обещание отменить все ограничения на проведение внеплановых проверок, имеет смысл заняться оперативной ликвидацией дебиторской задолженности, в т.ч. для того, чтобы избежать повышенного внимания контролирующих органов.

Чтобы выполнить новую задачу, органы госуправления должны дать указания руководству подчиненных организаций либо представителям государства в хозяйственных обществах. Затем, видимо, руководству предприятий предстоит совершить чудо, которое и не снилось героям Жюля Верна: не только найти должников по всему свету за 14 дней, но и «выбить» у них оплату за экспортированную продукцию, работы и услуги.

Даже обладая сверхспособностями, за столь короткий срок невозможно вернуть просроченную дебиторскую задолженность, не говоря уже о сокращении всей дебиторской задолженности как таковой (очевидно, включающей и текущую дебиторскую задолженность — например, в рамках дозволенных 90 (120 и более при заключенном договоре комиссии или с учетом полученного разрешения Нацбанка) дней отсрочки платежа. В придачу для этого потребуется изменить прежние схемы работы с контрагентами, переведя их на предоплату. Ведь даже минимальная, например, 10-дневная отсрочка платежа может привести к росту дебиторской задолженности выше «дозволенной». Вряд ли это сегодня возможно, а для некоторых экспортируемых товаров и нереально.

Но даже если ограничиться взысканием просроченной дебиторской задолженности, заданные сроки нереальны. Судите сами. Белорусская система хозяйственных судов по праву считается одной из самых оперативных в мире. Тем не менее сейчас для того, чтобы провести полномасштабный процесс между двумя местными компаниями, требуется немало времени. Нужно отправить претензию, если договором не установлено иное (1 месяц), затем состоится суд первой инстанции, что может затянуться на несколько месяцев в случае, если суд сочтет необходимым провести примирительную процедуру. Затем пройдет 15 рабочих дней на вступление решения в силу, потом, возможно, несколько недель на обжалование в апелляционной инстанции. Лишь после этого, наконец, наступает черед исполнительного производства, которое может растянуться на годы.

Срок рассмотрения дела о взыскании задолженности с нерезидентов в белорусском суде первой инстанции автоматически увеличивается до 7 месяцев. Но обратиться в суд в Беларуси можно, только если имеется специальная оговорка в договоре, иначе придется судиться за рубежом. Так что за 14 дней можно разве что понять, в какой суд обращаться, какое право применять, сколько госпошлины платить и на что ссылаться в обоснование заявленных исковых требований.

Неужели правительство сознательно издало заведомо невыполнимое постановление? Если проблему «дебиторки» необходимо решить, то почему не установить срок до конца года (как поручал Президент) с определением каких-нибудь промежуточных отчетных точек?

Впрочем, возможно, борьба с внешней дебиторской задолженностью все-таки пройдет достаточно успешно, и 14 сентября все органы управления отрапортуют о достижении заданного результата — если его правильно понимать. Ведь критерии «внешней задолженности» в постановлении № 1145 довольно неоднозначны. В его подп. 1.1 говорится: «обеспечить до 12 сентября 2011 г. сокращение не менее чем на 50 процентов суммы внешней дебиторской задолженности, числившейся на 1 июля 2011 г. (за исключением задолженности, взыскание которой в настоящее время является предметом судебного разбирательства или находится на стадии исполнительного производства)».

Итак, во-первых, требуется сократить имеющуюся на 1 июля задолженность. Почему выбрана такая дата? Если требуется уменьшить общий размер внешней дебиторской задолженности по сравнению с уровнем на начало июля, то задача все-таки невыполнима. А если считать, что сравнивается общий размер дебиторской задолженности на 1 июля и не погашенной до 12 сентября, но существовавшей на 1.07.2011 г.? При таком толковании при больших оборотах текущей «дебиторки» это вполне возможно. Причем, как ни парадоксально, просроченная дебиторская задолженность может даже увеличиться, что вряд ли будет способствовать достижению заявленных целей.

Во-вторых, очевидно, что если задолженность существовала на 1.07.2011 г., но в отношении нее «в настоящее время» начата судебная процедура или ведется исполнительное производство, то ее уменьшение можно не обеспечивать. Остается уточнить: какое время считать «настоящим»? 1 июля? Но ведь оно явно прошедшее. Дата издания или опубликования постановления № 1145? Тоже как-то не логично. Видимо, под «настоящим временем» следует понимать дату, на которую делается оценка уменьшения дебиторской задолженности. Тогда по крайней мере имеется логика — если экспортер начал принимать меры для взыскания задолженности, то он выполнил данное указание. Более того, такое толкование является единственным, при котором у экспортеров есть хоть какой-то шанс за оставшуюся неделю снизить вдвое свою внешнюю дебиторскую задолженность.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений