Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВОЙНА С КОРРУПЦИЕЙ

Наконец будет поставлена на законную основу

Наконец будет поставлена  на законную основу

Проект закона "О борьбе с коррупцией", внесенный в парламент еще в 2003 г., недавно принят Советом Республики и направлен на подпись главе государства. С самого начала вокруг этого документа развернулись споры. Палата представителей предыдущего созыва дважды отправляла его на доработку в комиссию, да и нынешний депутатский корпус также не сразу согласился с некоторыми его нормами. В первом чтении законопроект был принят только в конце минувшего года, во втором — 23июня, на одном из последних заседаний весенней сессии.

Депутаты отказывались голосовать "за" прежде всего из-за того, что в определении коррупции отсутствовал признак умышленности, не было расшифровки, что включает в себя "выгода неимущественного характера", и нечетко сформулированы понятия "близкие родственники" и "свойственники" (см. "ЭГ" № 22 от 26.03.2004, № 27 от 13.04.2004, №55 от 26.07.2005).

В ходе доработки документа его разработчики и законодатели смогли найти компромисс. Так, спорное положение о выгоде неимущественного характера заменено на "получение выгоды или услуги", коррупция названа умышленным преступлением, а некоторые термины наполнили более конкретным содержанием. Кроме того, исключили норму, предполагающую обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества государственными служащими и членами их семей. Тем более что это положение в слегка видоизмененном варианте вошло в законы по вопросам декларирования доходов и имущества.

Много дебатов велось вокруг статьи о том, что о коррупционных преступлениях депутатов, членов Совета Республики и кандидатов в депутаты всех уровней и президенты необходимо в пятидневный срок сообщать в средствах массовой информации. По мнению законодателей, в условиях предвыборной гонки человек мог просто-напросто стать жертвой черного пиара, ведь такие сведения предполагалось публиковать без решения суда. В итоге норму исключили, но в соответствии с законопроектом информация о коррупционных преступлениях вышеперечисленных лиц будет направляться в Палату представителей, Совет Республики, местные Советы и избирательные комиссии соответственно.

Как сообщил в своем выступлении на пленарном заседании при рассмотрении документа во втором чтении председатель комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Анатолий Белошевский, необходимость принятия закона обусловлена подписанием нашей страной в 2001 г. Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, а также дальнейшим совершенствованием отечественного антикоррупционного законодательства.

Органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, определена Прокуратура Республики Беларусь, которая наделяется соответствующими полномочиями. А вообще сражаться с этим злом призваны таможенники, налоговики, финансисты, пограничники, банкиры…

В окончательном варианте документа, поддержанном обеими палатами Национального собрания, к субъектам коррупционных правонарушений наряду с государственными должностными лицами отнесены иностранные должностные лица, депутаты, члены Совета Республики, кандидаты в президенты и в депутаты всех уровней, а также работники государственных организаций, которые в соответствии с законодательством не являются госслужащими, но осуществляют деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения. То есть в последнюю категорию попадают медики, педагоги, работники торговли, службы быта и др. Нормы законопроекта распространяются также на должностных лиц негосударственных организаций и учреждений.

Как подчеркивают разработчики документа, особое значение в нем отводится комплексу мер, направленных на предупреждение коррупции. По сравнению с действующим законодательством устанавливаются дополнительные ограничения для государственных должностных лиц. Например, им запрещено иметь счета в иностранных банках, лично либо через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью или участвовать в управлении коммерческой организацией; выполнять поручения политических партий и общественных организаций. Запрещено также продолжать членство в политической партии, если в соответствии с законодательством это несовместимо с исполнением государственных функций.

Вводятся ограничения для государственного должностного лица и членов его семьи в части получения подарков, услуг, приглашений в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц. Необходимо информировать налоговые органы о заключенных сделках или принятии во владение имущества на сумму, превышающую две тысячи базовых величин.

Недопустима совместная государственная служба близких родственников или свойственников, находящихся в непосредственной подчиненности или подконтрольности друг другу.

В статье 15 изложены требования к порядку принятия госорганами некоторых решений в сфере экономических отношений. Так, открытые конкурсы или аукционы обязательны при принятии следующих решений: о привлечении юрлиц или индивидуальных предпринимателей к реализации госпрограмм и госзаказов; о распределении квот; о выборе поставщиков для госнужд; о возложении на организацию или ИП отдельных функций госзаказчика; а также "в иных случаях, предусмотренных законодательством" нашей страны. Конкурсы и аукционы не проводятся, если законодательство допускает иной порядок распределения квот и выбора поставщиков для госнужд, а также в том случае, если поставки товаров осуществляет предприятие, являющееся естественным монополистом.

Отдельная глава законопроекта посвящена устранению последствий коррупционных правонарушений. Так, незаконно полученные средства в течение десяти дней после их обнаружения подлежат перечислению в республиканский бюджет. Если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или его домочадцами имущество либо возместить его стоимость, то это будет сделано на основании решения суда по иску госорганов, осуществляющих борьбу с коррупцией. По такой же схеме в доход государства будет взыскиваться стоимость незаконно полученных услуг, например, турпоездка на Канары или в Турцию.

Государственное должностное лицо прежде чем решиться принять подарок, должно основательно ознакомиться с действующим законодательством. Ибо согласно ст. 24 имущество, в том числе подарки, полученные "с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь" в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, подлежат безвозмездной сдаче по месту работы.