$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Войдут ли наши молочные реки в европейские берега?

10.08.2007

На прошлой неделе, посещая сельхозпредприятие «Витэкс», Президент Александр Лукашенко призвал работников АПК скорректировать экспортную политику в молочной отрасли. В частности, активнее работать на западном направлении. «В Европе нет молока, ощущается его большой недостаток, — констатировал глава государства. — Цены подскочили на 50% на молочную продукцию». Готовы ли белорусские товаропроизводители торговать с Европой?

Действительно, с 1 августа на потребительском рынке Германии отмечен рост цен на масло, сыр, творог, йогурт и другие кисломолочные продукты. По итогам месяца это увеличение, как ожидается, составит в среднем не менее 40%. На 5-10% подорожает и обычное молоко. Аналогичные тенденции наблюдаются и на продовольственных рынках других стран Евросоюза, подтверждают эксперты.

Белорусские производители молочной продукции наслышаны о ситуации в ЕС. Как рассказала в беседе с корреспондентом «ЭГ» руководитель внешнеэкономической службы ОАО «Березовский сыродельный комбинат» Наталья Скорина, рост цен на молоко в Европе стал следствием решения ЕС прекратить субсидирование «молочного» экспорта. Сначала оно затронуло сухое обезжиренное молоко. Затем сельскохозяйственная реформа ЕС распространилась и на ряд других молочных продуктов.

Процессы в Европе спровоцировали рост цен и на других международных рынках, включая российский и украинский. Белорусские потребители молочной продукции такого подорожания не ощутили, поскольку внутренние цены контролирует государство. Те же отечественные производители, которые работают на экспорт, что называется, счастливы.

«Ситуация разбалансированности мирового и европейского рынков молока нам, как производителям, очень даже на руку», — поделилась мнением с корреспондентом «ЭГ» начальник отдела внешнеэкономических связей ОАО «Бабушкина крынка» Людмила Левандовская. Это могилевское предприятие на сегодняшний день одно из лучших в Беларуси. Активный экспортер молочной продукции, в т.ч. в дальнее зарубежье. В первом полугодии за пределы СНГ «Бабушкина крынка» реализовала ее на 6,5 млн. USD. Это в 20 раз больше, нежели за весь прошлый год. Могилевчане сотрудничают, в частности, с фирмами Франции и Польши. Те закупают сухое обезжиренное молоко «Бабушкиной крынки».

Казеин и сухое молоко — продукция белорусского производства, которая в настоящее время востребована покупателями из европейских стран. Сыры, йогурты, масло и другие молочные продукты находятся вне сферы их коммерческих интересов. Впрочем, то же сухое молоко французы и поляки увозят не на родину. «Они занимаются реэкспортом, продают нашу продукцию потребителям стран «третьего» мира — в основном Африки», — уточняет «судьбу» сухого молока «Бабушкиной крынки» Л.Левандовская. По ее словам, отсутствие белорусской продукции в Европе объясняется тем, что она не отвечает требованиям ЕС, предъявляемым к качеству. «Для того, чтобы выполнить эти требования, нужны миллионы и миллионы долларов инвестиций в наше производство», — добавляет Людмила Ивановна.

«Запад очень хорошо защищает свой рынок от продукции не входящих в Евросоюз стран, — делится опытом сотрудничества с фирмами дальнего зарубежья начальник отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» Петр Лавренов. — Чтобы европейцы захотели потреблять белорусские молочные продукты, они должны соответствовать европейским стандартам». В этом году у глубокского предприятия около 200 т сухого цельного молока закупила польская фирма, однако, по информации П.Лавренова, тоже с целью перепродажи потребителям стран, не входящих в ЕС.

Впрочем, нынешнюю закрытость европейского рынка для белорусского молока большинство опрошенных «ЭГ» отечественных производителей считают временным явлением. «Эта стена, если в нее стучаться, может быть разрушена», — считает начальник отдела маркетинга ОАО «Пинский молочный комбинат» Дмитрий Морозенко. Хотя бы потому, что в числе потребителей белорусской молочной продукции есть не менее, по его словам, цивилизованные, чем в ЕС, страны. К примеру — Япония. Поэтому пожелание главы государства развивать деловые связи с Европой «молочники» воспринимают как установку, отвечающую духу времени.

Для правительства эта установка не является неожиданностью. Несколько месяцев назад министерства иностранных дел и сельского хозяйства и продовольствия начали совместный проект по выходу белорусского молока на европейский рынок. Дипломаты изучили его специфику в разных странах ЕС и составили рекомендации Минсельхозпроду, как должны действовать товаропроизводители, чтобы рассчитывать на успех.

Было установлено, что экспорт молока в ЕС сдерживается необходимостью получения специального разрешения Европейской комиссии. Выдача данного разрешения обуславливается выполнением белорусской стороной комплекса санитарно-ветеринарных требований ЕК. В их числе оформление плана по контролю за остатками вредных веществ в товаре и организация визита инспекторов ЕК в Беларусь с целью оценки соответствия производств заявленной в плане информации. Необходимо также, чтобы специальный комитет ЕК принял решение о включении Беларуси в список стран-экспортеров молока и молочной продукции в ЕС. Кроме того, белорусская сторона должна составить список предприятий-экспортеров того или иного молочного продукта в ЕС и представить гарантии выполнения белорусскими производителями требований Евросоюза.

Сотрудники МИД констатировали, что получение разрешения на экспорт продовольствия в ЕС — сложный процесс, требующий длительных согласований между Минсельхозпродом и ЕК. В то же время дипломаты уверены, что проделанная работа окупится, поскольку позволит получить доступ на «молочный» сегмент европейского рынка.

Минсельхозпрод направил результаты их анализа производителям. В той же Березе проекту «мозгового штурма» этого рынка выражена поддержка. Ведь несмотря на то, что 90% нынешнего экспорта местного сыродельного комбината приходится на Россию, здесь не уверены, что ситуация уже в ближайшей перспективе не изменится.

В августе-сентябре Россельхознадзор планирует прислать в Беларусь очередной «десант» ветспециалистов с целью аттестации отечественной «молочки». Производители не исключают после этой инспекции осложнения своего положения на российском рынке. Пример мясопереработчиков, которые пострадали от действий российских инспекторов, тому свидетельство. «Поэтому мы должны для себя, хотя бы теоретически, выяснить: можем ли мы стать партнерами ЕС? Соответствует ли наш уровень производства их уровню требований?» — спрашивает Н.Скорина.

Михал СТЕЛЬМАК