$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Военным городкам – гражданскую жизнь

16.02.2007

Значительное сокращение в последние годы численности белорусских Вооруженных Сил повлекло за собой закрытие, а затем и высвобождение многих зданий и сооружений военных городков. Только с 2002 по 2005 гг. Министерство обороны передало их на баланс местных исполкомов 112. Однако в прошлом году некоторые удаленные территории, состоящие на балансе военного ведомства, как говорится, «зависли». По какой причине? И с какими планами по передаче военных фондов недвижимости местным органам власти Министерство обороны вступило в 2007 г.? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает начальник главного управления строительства и эксплуатации Вооруженных Сил Республики Беларусь полковник Николай СЕЛИВАНОВ.

- Николай Иванович, Министерство обороны ежегодно освобождает сотни объектов военных городков. Народное хозяйство получает практически безвозмездно здания, сооружения и иные объекты недвижимости. А что имеет от этого военное ведомство?

— Министерство обороны в свой бюджет практически ничего не получает, так как подавляющее большинство объектов передаются местным органам власти безвозмездно. Мы можем говорить только об экономии средств, которые были бы затрачены на их содержание, коммунальные платежи, налоги и ремонт. А это немало. Только в 2006 г. экономический эффект от передачи около 400 объектов 27 военных городков составил более 2 млрд. Br.

Важно и то, что недвижимость и имущество, переданные в коммунальную собственность различных административно-территориальных единиц, используются по назначению и приносят доход. Это — бережливый подход.

- Но не все военные городки обретают новых коммунальных хозяев. Некоторые остаются на долгие годы на балансе военного ведомства, причем совершенно не используются по назначению. Ведь такой подход — и экономически, и социально — тупиковый. Не проще ли передать такие объекты частным лицам безвозмездно?

— Согласно действующему законодательству, военное ведомство может передавать объекты военных городков безвозмездно только на баланс исполнительных комитетов, а в частную собственность — только на платной основе по результатам аукционной продажи. Фонд высвобождаемых ныне военных городков — значителен. Но не все районные или областные исполнительные комитеты готовы принять на себя такой объем собственности. Вот здесь-то и появляются проблемы…

Во-первых, решение отказаться от военной недвижимости продиктовано, зачастую, удаленностью ее местоположения от населенных пунктов. Ведь затраты на коммунальное обслуживание возрастают прямо пропорционально расстоянию до предприятий ЖКХ. Во-вторых, некоторые председатели исполкомов просто не знают, что с этими зданиями делать дальше, для каких целей использовать их в народном хозяйстве. В-третьих, объекты некоторых военных городков долгое время не эксплуатировались, хотя и находились под охраной: возникли проблемы с кровлей, фасадами зданий. Их капитальный ремонт повлечет за собой финансовые затраты. А у местных бюджетов средств иногда не хватает не только на их реконструкцию, но даже и на содержание.

- А сколько военных городков из запланированных не переданы, например, в прошлом году?

— На сегодня их — семь. Это Верейцы и Лапичи в Осиповичском районе, Жабчицы в Пинском районе, Дубовка в Бобруйском районе, два городка в деревне Дретунь Полоцкого района и один в городе Орше. По каждому из них были получены отказы по вышеперечисленным причинам.

- А на каких условиях исполкомы соглашаются на приемку недвижимости этих городков?

— В основном должностные лица исполкомов требуют, чтобы мы провели капитальный ремонт зданий и сооружений, которые передаем. Зачастую это требование выдвигается к тем объектам, по которым у руководителей местной вертикали нет даже четкого представления о дальнейшем использовании: мол, сделайте ремонт, и мы решим, что в этом здании будет располагаться. Но ведь любой ремонт делается под определенные цели и задачи, а иначе — это банальное разбазаривание бюджетных средств.

Несколько лучше местные органы власти принимают жилищный фонд на баланс организаций ЖКХ. А вот опустевшие казармы, штабы, склады остаются невостребованными. Например, военный городок Дубовка находится на удалении 25 км от Бобруйска. Там около 45 объектов, которые можно использовать под организацию производства, но их удаленность сводит все экономические идеи в плане рентабельности на нет. А просто взять здания на баланс и платить налоги…

- Но как эту ситуацию переломить? Что вы предпринимаете, чтобы бывшие военные городки все же нашли новых хозяев?

— Приходится выезжать на место, создавать там рабочие группы. Убеждать, доказывать. Но в некоторых исполкомах, как правило, все равно принимают отрицательные решения. В акте-заключении так и пишут: нет перспективы для дальнейшего использования. А без согласия районного или городского исполнительного комитета передать военный городок в коммунальную собственность просто невозможно.

Поэтому к работе по получению согласований районных, городских и областных исполкомов подключены командующие видами Вооруженных Сил, начальники структурных подразделений, командующие войсками оперативных и оперативно-тактических командований, начальники гарнизонов, командиры соединений и воинских частей. В главном управлении строительства и эксплуатации составлен график подготовки технической документации на здания и сооружения, инженерные сети и земельные участки, отработан и утвержден план передачи военных городков на 2007 г. Уже спланированы необходимые средства на оплату услуг по изготовлению необходимой технической документации.

- Из статистики передачи объектов военных городков за прошедшее пятилетие видно, что подавляющее большинство из них востребованы и находят новых хозяев. А как все же быть с теми, которые «зависают» на балансе Министерства обороны и приносят убытки? Может такие здания и сооружения просто снести?

— У каждого объекта есть определенный срок эксплуатации. В зависимости от конструкции он колеблется в промежутке от 20 до 100 лет. Большинство объектов в военных городках эксплуатируются от 30 до 50 лет, и по срокам эксплуатации списанию не подлежат. Те же здания и сооружения, которые выслужили свои сроки, списываются установленным порядком и разбираются эксплуатационным персоналом воинских частей и эксплуатационных управлений.

- Нынешний год в главном управлении строительства и эксплуатации Вооруженных Сил определен как год передачи объектов военных городков. Это дань моде — объявлять о повышенном внимании к актуальной проблеме или насущная необходимость?

— В нынешнем году перед офицерами и гражданским персоналом управления стоит задача по передаче местным и распорядительным органам власти свыше шестисот объектов в 42 военных городках по всей стране. Как видно, и объем задачи, и цель — самые серьезные. Ведь в основе всей нашей работы лежит необходимость сократить расходы по содержанию военных городков в Министерстве обороны и сохранить то, что было создано в предыдущие десятилетия на средства некогда огромного государства. И все это ныне нужно бережно использовать в интересах экономики суверенной Беларуси.

Беседовал
Игорь КАНДРАЛЬ