$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ВОДНЫЙ МИР

02.08.2013

За последние 5 лет в Беларуси произошли значительные изменения в структуре потребления безалкогольных напитков: доля минеральной и питьевой воды возросла с 34% до 40% на фоне сокращения потребления прохладительных напитков, особенно продуктов на основе красителей и ароматизаторов. Такие данные приводятся в исследовании безалкогольного рынка Беларуси компанией EnterInvest.

Данные сравнительного мониторинга показывают, что потребление минеральной и питьевой воды в Беларуси на душу населения в 2,5 раза ниже, чем в среднем в странах Европы. Наша страна отстает от потребления этих продуктов, в том числе от России, Литвы, Латвии, Польши.

Ситуация с потреблением прохладительных напитков довольно похожа: их потребление на душу населения в Беларуси ниже среднеевропейского примерно в 2 раза, однако оно сопоставимо с потреблением в странах-соседях (Литва и Латвия). Такое отставание связано с культурой потребления, сложившейся в Беларуси, — покупка питьевой воды и замена ею обычной воды «из под крана» стала характерна для жителей республики лишь в последние 2–3 года, говорится в исследовании.

Аналитики EnterInvest прогнозируют рост рынка безалкогольных напитков в среднем на 7% в год при сохранении более высоких темпов роста сегмента минеральной и питьевой воды.

Рынок безалкогольных напитков Беларуси в стоимостном выражении растет в среднем на 6% ежегодно и составил в прошлом году около 350 млн. USD. В среднем на долю белорусской продукции приходится 88–89% рынка, импорта — 11–12% в стоимостном выражении.

В сегменте питьевой и минеральной воды основная доля импорта приходится на продукцию «премиум» класса. Значительный объем импорта составляют грузинские бренды — ТМ Боржоми, Набеглави — вследствие отсутствия прямых отечественных аналогов этих минеральных вод и широкого спектра применения в лечебных целях. Постепенно увеличивается импорт воды из Франции — ТМ Перрье, Виттель, Эвиан.

В то же время импорт продукции сегмента прохладительных напитков по географической структуре не диверсифицирован: 95% всего объема, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, приходится на Россию и Украину, говорится в исследовании.

В последние годы наблюдается тенденция сокращения объемов импорта безалкогольных напитков в целом, которое происходит в основном за счет снижения объемов импорта прохладительных напитков (в 1,8 и в 2,7 раза — в стоимостном и натуральном выражении соответственно).

Объем импорта минеральной и питьевой воды в натуральном выражении сохраняется примерно на одном уровне при значительном увеличении стоимости импортируемой продукции.

Материал подготовила Оксана Кузнецова