$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВОДА В ТВЕРДОЙ ВАЛЮТЕ©

13.02.2015

ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» и Европейский банк реконструкции и развития подписали соглашение о предоставлении 7-летнего кредита в размере 10 млн. EUR. Этот проект является одним из знаковых для пищевой отрасли Беларуси и свидетельствует об интересе к ней международных инвесторов.

Полученные средства будут направлены на модернизацию производства, развитие логистики и маркетинга, IT-инфраструктуры, повышение эффективности бизнес-процессов, внедрение новых управленческих стандартов и реструктуризацию имеющейся задолженности.

В рамках стратегии до 2019 г. предприятие планирует увеличить мощности для производства питьевой воды в 5-литровых бутылках до 1,7 млн.далл в год, а так же перейти на использование тары нового экологического стандарта 1881.

В стратегии развития завода важное место занимают увеличение экспорта и импортозамещение. Например, начато производство холодного чая под всемирно известным брендом Dilmah.

Участники проекта рассказали «ЭГ»

о его деталях

Ведущий

банкир ЕБРР Александр

Евсейчик

— Александр, чем понравился банку проект с МЗБН и какие цели ставятся вами при финансировании таких заемщиков, как МЗБН?

— Сотрудничество с этим заводом стало средоточием нескольких факторов, которые привлекают ЕБРР при поиске новых проектов в Беларуси. Это частная форма собственности, успешная многолетняя история работы на конкурентном рынке, а главное — готовность руководства к внедрению передовых технологий и практик, словом, все то, что подразумевает компонент «Развитие», заявленный в названии нашего банка.

Как и любые банки, мы ищем партнеров, которым доверяем, вместе с которыми можно осуществить коммерчески успешный прибыльный проект. Однако, кроме получения прибыли, наша цель –– помочь компании развиться в современный конкурентоспособный бизнес. Для достижения этих целей мы активно используем опыт наших сотрудников, полученный за десятилетия работы в странах с развивающейся экономикой. Также хорошо зарекомендовали себя наши программы технической помощи, открывающие для клиентов доступ к консультациям местных и международных экспертов, готовых поделиться своим опытом. Как правило, такие программы финансируются за счет донорских средств. Например, в нашем проекте с МЗБН мы помогли внедрить отчетность по международным стандартам (МСФО), что делает компанию прозрачнее и понятнее.

Мы даем инструменты реализации всего вышеперечисленного, таким образом помогая компаниям увеличить свою стоимость. Отдельно отмечу проекты, где наши партнеры преследуют долгосрочную цель выхода на международные рынки капитала или привлечения иностранных инвесторов. В таких случаях работа с нашим банком является своего рода знаком качества для индустрии, в глазах международных инвесторов прозрачность такой компании больше, а значит, и стоимость ее выше.

Финансовый

директор

ЗАО «МЗБН»

Валентина

Шепелова

— Валентина Федоровна, почему завод решил сотрудничать именно с ЕБРР? Какие преимущества вы намерены получить от данного проекта?

— Для реализации долгосрочной инвестиционной программы, охватывающей практически всю экосистему бизнеса, мы рассматривали различные механизмы и источники финансирования. Условия, предлагаемые на тот момент коммерческими банками, и размер процентных ставок не позволяли нам реализовать длинные инвестпроекты с высокой эффективностью. К тому же были и остаются определенные проблемы с валютным кредитованием.

При работе с ЕБРР мы не настраиваемся на получение только «преимуществ». В первую очередь интересны возможности и опыт банка как крупнейшего инвестора в регионе, который хорошо понимает потребности бизнеса, специфику рынка, способен привлекать высококлассных отраслевых экспертов, в том числе из других регионов. При этом для нас приоритетом является не только финансирование на приемлемых условиях, но и доступ к передовым технологиям, лучшим международным практикам.

— Александр, получение финансирования от ЕБРР достаточно длительный и трудоемкий процесс. Насколько эффективно строилась работа над проектом в случае с МЗБН?

— Сотрудничество с ЕБРР действительно требует полной вовлеченности представителей компании. «Знак качества для индустрии» мы даем только после того, как сами поверим в нашего партнера. Для этого нужно хорошо его узнать, всесторонне проанализировать деятельность. Зачастую подготовка информации для такого анализа требует высокой квалификации персонала и занимает много времени. В нашей практике встречаются компании, для которых работа с международными инвесторами в новинку, или у них нет сотрудников, способных участвовать в подготовке проекта. В таких случаях логично обратиться к специализированным компаниям — инвестиционным консультантам, функция которых помочь собрать и структурировать информацию о предприятии, разъяснить и порекомендовать руководству стратегию привлечения финансирования. Например, МЗБН обратилась к инвестиционным консультантам EnterInvest. Не возьмусь давать оценку за руководство завода, но как пользователь информации, подготовленной консультантами EnterInvest, замечу, что их работа значительно облегчила взаимодействие и ускорила подготовку проекта.

— Валентина Федоровна, известно, что работать с международными финансовыми институтами не просто: другие принципы коммуникаций, свои стандарты, языковый барьер… Как вам удалось решить эти проблемы?

— Это длительный и очень непростой путь, в конце которого понимаешь ценность достигнутого результата. Здесь самое важное — профессионализм и харизма команды, которая вовлечена в процесс. У нас уже был опыт работы с ЕБРР, но теперь пришлось многому учиться в ходе проекта и еще очень многое предстоит освоить в будущем. Важную роль сыграла команда консультантов из EnterInvest, сопровождавшая сделку на всех этапах. Это существенно повысило эффективность коммуникации с банком и позволило достичь поставленных целей.

Управляющий

директор ИК «EnterInvest»

Олег Андреев:

— МЗБН сегодня входит в тройку лидеров белорусского рынка безалкогольных напитков. При этом предприятие в отличие от конкурентов с иностранным капиталом в своем развитии вынуждено опираться исключительно на собственные финансовые ресурсы и управленческие компетенции.

Именно поэтому данный проект изначально показался нам интересным. Это был своего рода вызов. Успешное привлечение 10 млн. EUR и возможность использовать опыт консультантов ЕБРР позволяет компании не только упрочить свои позиции на рынке, но и потеснить ближайших конкурентов.

Эта сделка действительно является знаковой как для белорусской пищевой промышленности, так и для всего реального сектора экономики. Во-первых, в условиях нестабильности внешних рынков капитала и ограничений в кредитовании ЗАО «МЗБН» удалось привлечь долгосрочные и недорогие инвестиционные ресурсы от одной из самых авторитетных финансовых организаций мира. Во-вторых, это показывает, что белорусские производственные предприятия вполне способны заинтересовать серьезных иностранных игроков финансового рынка, которые кроме денег также готовы предоставлять компетенции в сферах эффективного управления, энергоэффективности, маркетинга и т.п.

Благодаря слаженным действиям всех участников процесса проект удалось реализовать без серьезных затруднений. Выделение ключевых людей по направлениям ответственности от ЗАО «МЗБН» и их оперативная реакция на все запросы позволили строго придерживаться графика.

Конечно, процесс кредитования от ЕБРР существенно отличается от обычного. Он дольше (6—9 месяцев), требует существенного отвлечения специалистов компании, а также участия внешних консультантов: юристов, аудиторов, финансистов, иногда маркетологов и технологов. Зато, проходя этот путь, компании, как правило, начинают гораздо лучше понимать свои внутренние процессы и могут взглянуть на свой бизнес «со стороны». Все проекты требуют доскональной проработки с точки зрения эффективности и потенциальной отдачи, что дисциплинирует и в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. Поэтому проекты, реализованные совместно с международными финансовыми институтами, практически всегда успешны.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА
 

СПРАВКА «ЭГ»

В 2014 г. объем белорусского рынка безалкогольных напитков (без соков) достиг 533 млн. USD, что на 5% больше, чем в 2013 г., а в натуральном выражении — 80,5 млн. декалитров. При этом основным драйвером роста здесь служит сегмент питьевой и минеральной воды.

В целом, в 2010—2014 гг. экспорт безалкогольных напитков из Беларуси увеличился в 1,92 раза и достиг 24,6 млн. USD.