$

2.0470 руб.

2.2714 руб.

Р (100)

3.1033 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Факты, комментарии

ВО ВСЕМ ВИНОВАТО ЗЕРКАЛО

09.11.2010

Следующий год должен стать завершающим этапом реформирования отечественной налоговой системы, после чего радикальных отмен налогов больше не будет, заверили чиновники МНС на брифинге в четверг. Однако такой оптимизм пока не разделяет Всемирный банк, в очередной раз поместивший нашу систему налогообложения на последнее 183-е место в рейтинге Doing Business – 2011.

С мнением ВБ наши налоговики столь же традиционно не согласны. Как и год назад, они упрекают экспертов банка в том, что их оценки базируются на данных за 2009 год. Не устраивает их и методология оценки. Алла СУНДУКОВА, начальник главного управления международного налогового сотрудничества МНС посетовала, что чиновники министерства в нынешнем году встречались с экспертами ВБ и выразили свое недоумение по поводу оценки отечественной системы налогообложения. Те высоко оценили добросовестность белорусских налогоплательщиков и взаимоотношения их с налоговыми органами. Но на конечный результат это почему-то не повлияло.

Разумеется, применяемая ВБ методика несовершенна, как, впрочем, и любая другая, используемая в том или ином рейтинге. Однако она одинакова для всех государств, а потому может служить для сравнения. И именно Беларусь, а не Венесуэла (178-е место) или Зимбабве (131-е), оказалась последней по системе налогообложения. Кстати, авторы рейтинга в своем резюме упомянули, что оценивали реформы, проведенные в 117 странах с июня 2009 г. по май 2010-го. К тому же банк дал всем подсказку, разместив на своем сайте «калькулятор», позволяющий рассчитать, какие параметры надо изменить, чтобы продвинуться в рейтинге. Правда, такие изменения надо было реально провести. Но многие страны успели это сделать. Скажем, не тянул с реформами Казахстан, поднявшийся с и без того самого высокого среди стран СНГ 52-го места на 39-е, или Эстония, продвинувшаяся с 38-го места на 30-е. Таких случаев в Doing Business – 2011 немало.

Возможно, налоговые системы оффшорных Мальдив, нефтяного Катара, посреднического Гонконга, занявших первые места в рейтинге, не могут служить для нас примером — у нас иная специализация. Но в рейтинге достаточно высокие места занимают страны с развитой рыночной экономикой: Дания — 13-е, Великобритания — 16-е. Не сравнить место в рейтинге белорусской налоговой системы и прибалтийских государств. Наша ближайшая соседка Литва передвинулась с 51-го на 44-е, Латвия, по которой весьма болезненно ударил мировой кризис, пошла на рост налогового бремени, но опустилась с прошлогоднего 45-го места только на 59-е, а Россия со 103-го на 105-е. Вряд ли может стать утешением, что другие наши соседи — украинцы по части налогов остались на 181-м месте.

Остается надеяться, что в следующем году мы обязательно улучшим свои позиции в рейтинге ВБ, как уверяют налоговики. Но хотелось бы, чтобы это стало не формальным признаком, а реальным результатом, который ощутят субъекты хозяйствования и граждане. Ведь над упрощением налоговой системы и снижением налоговой нагрузки белорусам придется немало поработать. Есть ли у чиновников желание не казаться, а быть?

Пока что некоторое недоумение вызывает высказанное на брифинге А.Сундуковой мнение, что 20-процентная ставка НДС в Беларуси не оказывает негативного воздействия на субъекты хозяйствования, хотя в России она составляет 18%, а в Казахстане — 12%. Конечно, для экспортеров действует нулевая ставка НДС, но на налоговую нагрузку в целом данное различие влияет весьма существенно. Ставка налога на прибыль в Беларуси также значительно выше, чем у партнеров по Таможенному союзу. И это одна из причин того, что совокупные налоговые изъятия (в процентах к прибыли) оцениваются у нас в 2,7 раза выше, чем в Казахстане, в 1,7 раза выше, чем в РФ, и в 1,4 раза выше, чем в Украине.

Высокая налоговая нагрузка оказывает дестимулирующее воздействие на бизнес и инвестиции. А ведь есть еще инновационные фонды и отчисления части прибыли унитарными предприятиями, которые формально налогами не считаются. Облегчить положение плательщиков должен переход на поквартальную уплату этих платежей. Но отменить их государство по-прежнему не готово. Ряд других мер, вроде переноса убытков на будущие периоды или еще более радикальной — налоговой амнистии, предполагается отложить на 2012 год.

Вряд ли адекватной заменой подобных шагов можно считать очередное повышение размеров выручки для применения упрощенной системы налогообложения и стандартных налоговых вычетов. Ведь по сути происходит лишь индексация этих показателей на уровень инфляции. Скажем, увеличение стандартного вычета на ребенка с 75 тыс. Br до 81 тыс. позволит родителям сэкономить всего 720 Br в месяц — даже на маленькую шоколадку не хватит. Такой ли должна быть налоговая поддержка семьи?

Необлагаемый вычет на самого работника на следующий год увеличится до 292 тыс. Br и останется ниже нынешнего бюджета прожиточного минимума, не говоря уже о минимальной зарплате. По-прежнему нет у нас, в отличие от россиян и казахов, вычета на медицинские расходы, хотя стоимость платных медуслуг и лекарств постоянно растет, как и потребность в них. Такой ли должна быть налоговая система социально ориентированной рыночной экономики? Между тем исследования за рубежом не раз подтверждали: налоговое стимулирование часто бывает эффективнее адресной бюджетной помощи.

В то же время среди изменений в Налоговый кодекс на будущий год не оказалось статьи о трансфертном ценообразовании, которая была в проекте. А.Сундукова разъяснила «ЭГ», что эта норма была изъята в последний момент, поскольку «не было сил, возможностей и времени», чтобы ее отработать. А ведь институт трансфертных цен в мире признан одной из самых эффективных мер борьбы с уклонением от уплаты налогов. Но его внедрение отнесено на будущее, как и правила тонкой капитализации, особенности налогообложения паевых инвестфондов и холдингов. Все усилия законодателей сосредоточились на налогах на прибыль и экологическом. Любопытно, что «множественность» последнего осталась, причем, по словам А.Сундуковой, это мировая практика: существует почти везде, где он применяется.

Разумеется, каждый вправе видеть и брать в мировом опыте то, что кажется ему наиболее важным, понятным и интересным. Это дело субъективное. Только не надо потом пенять на субъективность оценок в рейтингах международных организаций. Сами же выбрали свой путь.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы