Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Во всем должна быть своя этика

Что касается тендеров, и это касается не только систем теплоизоляции, а практически всех тендеров, то изначально неправилен сам подход к системе проведения...
Ситуацию, сложившуюся в практике проведения тендеров на рынке модернизации и теплоизоляции жилья, специально для "НЭГ" прокомментировал старейший и наиболее авторитетный участник профильного рынка -- председатель Ассоциации производителей сухих смесей и систем теплоизоляции, генеральный директор МПООО "Радекс" Владимир ДУБРОВСКИЙ:

Что касается тендеров, и это касается не только систем теплоизоляции, а практически всех тендеров, то изначально неправилен сам подход к системе проведения. Во-первых, тендер должен проводиться до выхода проектной документации, а не после ее утверждения. У нас же сегодня все наоборот, т.е. уже после выхода тендерной документации заказчик говорит: в проекте заложена такая-то конкретная система и тендер возможен только на ее основе. Хотя много других систем могут быть лучше, успешнее, качественнее и экономически выгоднее, если, конечно, не оценивать предложения участников тендера только со стороны ценового фактора. Нам нужно научиться, в конце-то концов, рассматривать тендерные предложения с точки зрения соотношения "цена -- качество", комплексно. И тогда мы поймем наконец, что в любом деле, в т.ч. и в проведении тендеров, -- своя этика. Этика участия в тендере заключается не в охаивании друг друга и не в снижении цены на свой товар или услуги, поскольку международный опыт подсказывает, что снижать цену считается этичным не более чем на 7%. У нас же в тендерах можно встретить и 50-процентное снижение цены подряда. Естественно, что это вызывает определенное недоверие к подобным участникам тендера со стороны традиционных и хорошо зарекомендовавших себя на профильном рынке фирм.

Поэтому если мы станем следовать требованиям профессиональной этики, то тогда и поймем, что побеждать нужно не за счет ценового демпинга, но посредством предоставления дополнительных услуг заказчику, что приводит к росту профессионализма выполняемых строительных работ. Ни для кого не секрет, что профессиональная фирма в той или иной области всегда компетентнее заказчика, который далеко не всегда вообще ориентируется на рынке строительных услуг и материалов. Поэтому если участник тендерных торгов оказывает ему дополнительные услуги, скажем по авторскому сопровождению, по испытанию производимых работ, по формам оплаты, механизации, и т.д., -- то это и есть тот эффект, которого необходимо добиваться всем участникам строительного рынка.

Что же касается в целом конкуренции при проведении тендеров, то "зажимается" она, на мой взгляд, искусственно. Две вещи двигают технический прогресс -- конкуренция и лень. Конкуренция -- это понятно, а лень -- потому, что из-за нее мы всегда стараемся придумать, как бы работать лучше, но при этом желательно лежа. Это и есть рационализация технологических процессов. И если это так, то мы сегодня должны привлекать на рынок как можно больше фирм, профессионально отвечающих за свои дела. Кстати, сейчас на белорусском рынке теплоизоляции не три фирмы -- их примерно дюжина, и хорошо, что они есть. Но проведение тендеров по заранее заявленной системе как раз и не позволяет участвовать в них и соперничать всем этим фирмам, следовательно, развиваться. А насколько это явление распространено... Но ведь если подобным образом тендеры проводятся в Минске, то периферия всегда смотрит и равняется на столицу. К сожалению, так оно пока и происходит.