$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВНУТРЕННИЕ ЗАБОРЫ СОЮЗНОГО РЫНКА©

05.12.2014

Претензии российских властей к белорусскому продовольствию и белорусско-казахстанскому транзиту вызывают недоумение у нашего делового сообщества. Многим кажется, что подобные действия противоречат соглашениям, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, препятствуют развитию евразийской интеграции. Ведь нарушается один из основополагающих принципов — свободное перемещение товаров по союзному рынку. Но, к сожалению, такая точка зрения не соответствует реальности. Ограничения, вводимые Роспотребнадзором, не противоречат союзным договоренностям — просто у нас такой союз.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к нормативной базе ТС и ЕАЭС. В числе основополагающих принципов функционирования Таможенного союза п. 1 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) значится свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором. Аналогичная оговорка имеется и в ранее заключенных интеграционных договорах. При этом особые случаи и исключения из общего правила позволяют в одностороннем порядке принимать почти любые ограничения, оспорить правомерность которых весьма проблематично.

Так, в соответствии со ст. 8 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9.06.2009 стороны могут в одностороннем порядке вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера, если они направлены на соблюдение общественной морали и правопорядка, обеспечение обороны и безопасности, охрану жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, защиту культурных ценностей и культурного наследия, интеллектуальной собственности, на предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов, предотвращение либо уменьшение критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка, а также на защиту внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса. Все эти основания носят достаточно субъективный характер и могут трактоваться довольно широко. При этом согласно п. 2 ст. 8 Соглашения сторона, вводящая подобные временные меры, заблаговременно, но не позднее 3 календарных дней до их введения, уведомляет ЕЭК об их введении и вносит на ее рассмотрение предложение о применении временных мер другими сторонами. Если решение о введении временных мер на единой таможенной территории не принято, ЕЭК информирует Сторону (Стороны), которая ввела временные меры, и таможенные органы государств Сторон, что временные меры действуют не более 6 месяцев с даты их введения.

При этом ст. 9 Соглашения допускает применение временных мер в одностороннем порядке с уведомлением других участников союза. Интересно, что после получения уведомления о введении в одностороннем порядке временных мер «таможенные органы государств Сторон обязаны не допускать ввоза товаров, на которые распространены указанные меры и предназначенные для государства, применившего в одностороннем порядке временные меры, без лицензии, выданной уполномоченным государственным органом исполнительной власти государства указанной Стороны». При этом остальные союзники должны предпринимать необходимые усилия, направленные на недопущение ввоза этих товаров на территорию своего партнера, применившего временные меры.

Еще шире можно понимать нормы п. 1 ст. 29 Договора о Евразийском экономическом союзе, позволяющие государствам-членам во взаимной торговле товарами применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена. По перечисленным основаниям на внутреннем рынке могут быть введены также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры в порядке, определяемом разделом XI Договора. До вступления в силу Договора применяются ранее принятие в рамках ТС и ЕЭП документы, в т.ч. упомянутое Соглашение от 9.06.2009, Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 и Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009. Их обтекаемые формулировки позволяют россиянам чувствовать себя вполне уверенно, принимая решения по ограничению ввоза на свою территорию товаров как происходящих из третьих стран, так и произведенных в Беларуси и Казахстане.

Нет у партнеров России и формальных оснований обвинять ее в ограничении конкуренции — на сей счет в п. 5 ст. 74 Договора специально подчеркивается, что ничто в разделе XVIII «Общие принципы и правила конкуренции» не должно толковаться как препятствие для любого государства-члена предпринимать любые меры, которые оно считает необходимыми для защиты важнейших интересов обороны страны или безопасности государства. Если же кто-то недоволен подобными действиями, то он может попытаться оспорить их в порядке, установленном интеграционными соглашениями. При этом единственное, что можно уверенно сказать об этой процедуре — она будет долгой. Хватит времени всю союзную нормативную базу изучить...

Леонид ФРИДКИН